Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в процессе постоянных структурных изменений: перестраивается кредитная система, возникают новые виды финансово-кредитных институтов и операций и многое другое. Существенно меняется и деятельность банков: растет их самостоятельность и значение в экономике; расширяются функции; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют Центральные банки[11].
Необходимо отметить, что Центральный банк не является естественным продуктом эволюции банковского бизнеса. Напротив, Центральные банки насаждались извне волей государства.
Исторически возникновение Центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных коммерческих банков. Такие банки стали называться эмиссионными.
На ранних стадиях развития банковского дела строгого размежевания между коммерческими и эмиссионными банками не было – законодательство не запрещало коммерческим банкам самостоятельно выпускать банкноты.
С середины ХIX в. функции коммерческих и эмиссионных банков начинают все более последовательно разграничиваться. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало жестко ее регламентировать; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Так постепенно начал формироваться институт Центрального банка[12].
Современные Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус. Их отличительный признак – обособленность имущества банка от имущества государства.
Содержание и форма взаимосвязей Центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:
· Центральный банк выступает агентом министерства финансов проводником его денежно-кредитной политики;
· Центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики.
Однако в действительности эти модели в чистом виде отсутствуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, основанная на взаимодействии исполнительной власти с Центральным банком.