Главным критерием оценки ревизором практики ипотечного кредитования является выполнение коммерческим банком установленных правил кредитования. Особое внимание при проверках обращается на оформление и содержание кредитных договоров, регулирующих в современных условиях весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом.
В российской практике уже накоплен определенный опыт составления кредитных договоров с участием юристов. Однако в правовом отношении кредитные договора остаются несовершенными. В одном и том же банке для однородных ссуд используются разные по форме кредитные договора; многие пункты не конкретны; взаимные обязательства сторон сформулированы не четко. Допускаются небрежности в оформлении (нет печати одной из сторон, отсутствуют указания должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и не прочеркнуты; название документа различно по разным клиентам).
К кредитной документации относятся также страховые полисы, служащие вторичным источником погашения ссуд. Необходимо, чтобы указанные документы, как и договор о залоге, соответствовали определенным требованиям правового и экономического характера. Важное значение приобретает также правильное оформление договоров страхования или поручительства, необходимы наличие оттиска печати, указание должностного положения лиц, подписавших документы, подписи этих лиц.
Следующая стадия ревизии связана с изучением организации контроля банками за исполнением клиентом кредитного договора.
Организация такого контроля необходима, если в кредитных ипотечных договорах имеются пункты, обязывающие клиента осуществить определенные действия или не допускать каких-либо действий. Она позволяет оперативно выявить состояние дел в ключевых точках возникновения риска и принять дополнительные меры к нейтрализации отрицательных тенденций.
Комплект соответствующей документации состоит из:
заявки на получение кредита, которая должна содержать информацию о виде кредита, сроке, порядке выдачи и погашения, способе обеспечения возвратности, кредитоспособности клиента, его организационно-правовой форме и т.д. До введения новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях необходимо было оформлять срочные обязательства;
технико-экономического обоснования;
кредитного договора;
обеспечения ссуды (договор залога, гарантия, страховой полис).
Заключительным этапом аудиторской проверки является формирование выводов и рекомендаций банку, ознакомление с ними руководства банка.
Следует отметить, что в основе деления балансовых счетов, на которых учитываются кредиты предоставленные, лежит принцип кредитования по заемщику и срокам.
Планом счетов предусмотрена классификация заемщиков по их форме собственности. Детализация по срокам различает кредиты, выданные на 1 день, на срок от 2 до 7 дней, на срок от 8 до 30 дней, от 31 до 90 дней, на срок от 91 до 180 дней, на срок от 181 дня до 1 года, на срок от 1 года до 3 лет, на срок свыше 3 лет.
Наиболее типичные нарушения, выявляемые при проверке соответствующих операций, состоят в следующем:
недостаточное обоснование выданной ссуды, неправильное исчисление процентов;
неотнесение просроченной кредиторской задолженности на счет 458 "Кредиты, не погашенные в срок";
отсутствие резерва на возможные потери по ссудам;
юридическая несостоятельность кредитных договоров и залоговых отношений и т.д.