В 2002 году впервые была достигнута прибыльность Бакинской фондовой биржи - около 250 млн. манат, сформирован уставной капитал в размере 5,4 млрд. манатов. Согласно действующим нормативам, Государственные краткосрочные облигации (ГКО) размещаются только через БФБ. Следует признать, что на данный момент для потенциальных инвесторов ГКО являются самым привлекательным инструментом фондового рынка. Ежегодно биржа наращивает обороты по торгам ГКО, заметно растет ликвидность этих облигаций. За 6 месяцев 2003 года размещено ГКО на сумму 234.7 млрд. манат. Хочется подчеркнуть, что биржевые торги ГКО сделали краткосрочные облигации чисто рыночным инструментом. Стабильный спрос на ГКО на первичном рынке привел к снижению доходности в течение года с 17% до 10% годовых. Объем торгов на вторичном рынке в 2002 году по сравнению с предыдущим годом возрос в 30 раз, однако в абсолютной величине этого недостаточно, чтобы говорить о насыщенности
Что касается корпоративных ценных бумаг, акции ряда предприятий включены в котировальный лист БФБ, но о подлинном листинге серьезно можно будет говорить лишь после того, как национальные предприятия полностью перейдут на западные бухгалтерские стандарты.Работа в этом направленииуженачалась.
Сегодня на национальном рынке ценных бумаг работают БФБ, 2 депозитария - Национальный депозитарный центр и депозитарий компании “Партнер Инвестмент”, брокерские конторы. За 2,5 года созданы инфраструктура организованного рынка ценных бумаг, его нормативно-правовая база (в отличие от других стран, справились с этой нелегкой задачей без технической и финансовой помощи международных организаций).
При подготовке нормативно-правовой базы, как регулирующей основы инфраструктуры рынка ценных бумаг, основным принципом было не адаптироваться к местным реалиям, а приравниваться к западным стандартам. При этом были изучены англосаксонская и континентальная системы, практика всех стран СНГ. Как же иначе, ведь мы намерены в будущем интегрироваться в мировую рыночную систему? Следовательно, нормативная база рынка ценных бумаг должна зеркально отражать западную систему с учетом лишь специфических национальных особенностей. Меньше года потребовалось специалистам ГКЦБ для создания и укомплектования нормативной базы, а это более 50 регулирующих документов (сейчас их уже более 70). Были подготовлены проекты Законов “О ценных бумагах” и “Об акционерных обществах”. Эксперты Комитета принимали активное участие при подготовке Законов “Об инвестиционных фондах”, “О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг”. На их основе подготовлены Положение “О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг”, Правила “Об участии иностранных юридических и физических лиц на рынке ценных бумаг” и др. Отметим, что в рамках программы TACIS западные эксперты изучили нормативно-правовую базу ГКЦБ, ряд законопроектов и оценили их как документы, соответствующие мировым стандартам. В марте текущего года началась реализация 18-ти месячного проекта ТАСIS “Развитие рынка ценных бумаг Азербайджанской Республики” стоимостью 1 млн. 300 тыс. ЕВРО. Мы расцениваем это как особое внимание Европейского Союза к развитию организованного рынка ценных бумаг суверенного Азербайджана. В рамках проекта предусмотрены тренинги, экспертиза нормативно-правовой базы, подготовка свода требований для работы на рынке ценных бумаг, разработка механизмов для внедрения новых рыночных инструментов, создание электронной базы ГКЦБ, совершенствование системы защиты прав инвесторов. Такие значительные проекты способствуют изучению и внедрению мирового опыта в новые сферы национальной экономики. Безусловно, при наличии организованной рыночной инфраструктуры местным специалистам необходимы консультации опытных зарубежных профессионалов.