Виды бирж

Страница 4

Международные товарные биржи в основном сосредоточены в трех странах: Англии, США и Японии. На долю этих стран в 90-х годах приходилось 98% всего международного биржевого оборота. К международным товарным биржам относят: в Англии – Лондонскую биржу ФОКС (Фьючерс энд Опшнс эксчейндж), Лондонскую биржу металлов и др.; в США – биржи, расположенные в Нью-Йорке и Чикаго; в Японии – биржи, совершающие сделки с товарами, обращающимися на мировом рынке. Международными товарными биржами считают и некоторые биржи, обслуживающие региональные рынки, на которых совершаются сделки по отдельным видам товаров, например, Виннипегская (США), Парижская, Сиднейская, Сянганская (Гонконгская) биржи.

К международным фондовым биржам относят Нью-Йоркскую, Лондонскую, Токийскую фондовые биржи.

Национальные биржи действуют в пределах одного отдельно взятого государства, учитывают особенности развития производства, обращения и потребления товаров, присущие данной стране. Валютный, налоговый и торговый режимы данного государства препятствуют проведению арбитражных сделок и участию в биржевой торговле лиц и фирм – нерезидентов страны местонахождения биржи.

Многие из бирж, действующих в России, называются международными (например, Московская международная фондовая). Думается, в настоящее время в нашей стране подобные учреждения считать международными нельзя, так как ни валютный, ни торговый и налоговый режимы, действующие сейчас в России, не обеспечивают свободного перемещения прибыли, получаемой в процессе биржевой торговли. А участие в торгах или даже в составе членов отдельных иностранных компаний не дает основания относить такие биржи к международным.[7]

7. В зависимости от сферы деятельности биржи в нашей стране можно условно разделить на центральные (столичные), межрегиональные и региональные (локальные). Российские биржи, их размещение и характер деятельности почти не ориентируются на региональные особенности товарных и фондовых рынков, экономическое районирование страны.

8. По характеру заключаемых биржевых сделок мировая практика выделяет следующие виды бирж:

• реального товара;

• фьючерсные;

• опционные;

• смешанные.

Биржа реального товара характерна для начального этапа биржевой торговли, ее отличительными чертами считают регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность установленным правилам, торговлю массовыми, однородными, сравниваемыми по качеству товарами. На биржах реального товара совершение сделок осуществляется при отсутствии товара как такового на основе его описательной характеристики. При этом имеют место встречные предложения покупателей и продавцов. Самой существенной чертой биржи реального товара являются обязательная поставка и получение товара после проведения торгов, т.е. фактическая смена собственника и перемещение проданного товара от продавца к покупателю.

В настоящее время за рубежом биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они представляют собой, как правило, одну из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления или создаются в развивающихся странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих государств товаров. Считают, что в экономически развитых странах бирж реального товара почти не осталось, хотя во всех западноевропейских государствах до сих пор существуют товарные биржи, объединяющие торговцев, посредников, транспортные и перерабатывающие фирмы. Сегодня эти биржи занимаются в основном разработкой типовых контрактов, а также сбором информации о рынках реальных товаров.

Расширение биржевой торговли привело к созданию бирж нового типа фьючерсных бирж. Их образование отражает превращение биржи из рынка реального товара в рынок прав на товар. Основными признаками фьючерсной торговли являются:

• фиктивный характер сделок;

• связь с рынком реального товара через страхование (хеджирование), а не через поставку товара;

• заранее строго определенная и унифицированная, лишенная каких-либо индивидуальных особенностей, потребительная стоимость товара, согласованное количество которого отражается в биржевом контракте, который становится объектом торговли и представляет собой право на товар;

• полная унификация условий поставки товара;

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация