Посреднические операции осуществляются коммерческим банком по поручению, от имени и за счет клиентов и приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения (рис.3). Операции такого вида чаще называют услугами.
Рис.3 Виды посреднических операций коммерческого банка
Инкассация
Служба инкассации Банка, наряду с осуществлением внутрисистемных перевозок, оказывает клиентам услуги по доставке и инкассации денежной наличности и других ценностей, обслуживает банкоматы и другие устройства самообслуживания.
В отчетном году корпоративным клиентам были предложены новые услуги: прием и перечисление выручки клиентов на счета, открытые в других кредитных организациях; доставка монет/банкнот в обмен на банкноты другого номинала при открытии новых торговых точек клиентов.
Большое внимание Банк уделял повышению безопасности инкассаторских перевозок. В частности, осуществлялся поэтапный переход на использование инкассаторами спецконтейнеров. Кроме того, Банк широко применяет системы автоматизированного мониторинга спецавтомобилей, позволяющие в реальном времени контролировать местоположение, состояние спецавтотранспорта и бригады инкассаторов. Оба проекта являются масштабными и осуществляются впервые в практике перевозок ценностей в России. Их реализация в сочетании с техническим оснащением филиалов Банка, видеоконтролем процесса инкассации, следованием при перевозке ценностей принципу "дверь в дверь" позволит повысить уровень безопасности инкассаторов и перевозок ценностей.
В 2010 году инкассаторами Сбербанка перевезено денежной наличности и ценностей в общей сумме более 19,2 трлн. руб., что на 29,4 % больше, чем в 2009 году. Количество обслуживаемых точек клиентов на 1 января 2011 года составило 87,7 тыс. против 86,6 тыс. годом ранее.
Банковское страхование
Наибольший прирост комиссионных доходов в 2010 году обеспечило развитие нового вида услуг по продаже страховых контрактов. Агентская комиссия, полученная Банком, составила 9,4 млрд. руб., или 7,2% всех комиссионных доходов.
В дополнение к реализованной в конце 2009 года программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков - физических лиц, с апреля 2010 года во всех филиалах Банка внедрена программа страхования залогового имущества. Клиенты получили возможность оформлять полисы страхования автомобилей и квартир, являющихся предметом залога по автокредитам и жилищным кредитам, непосредственно в офисах Банка. При этом Банк не ограничивает клиента в выборе страховой компании и, наряду с полисами страховых компаний - партнеров Банка, продолжает принимать полисы всех страховых компаний, участвующих в страховании залогового имущества (перечень данных компаний размещен на официальном сайте Банка).
В 2010 году в пилотном режиме стартовали новые страховые программы:
· для держателей банковских карт: страхование жизни и здоровья, страхование от мошеннических действий, страхование выезжающих за рубеж и путешествующих по России;
· для владельцев вкладов: страхование жизни и здоровья.
Внедряя программы банковского страхования, Банк идет по пути достижения одной из главных целей данного направления - развития культуры страхования среди российских граждан и организаций для предотвращения возможных финансовых потерь при пользовании заемными средствами. Одним из ключевых принципов при этом является принцип добровольности: отказ клиента от страховых программ, реализуемых в Банке, не влечет за собой отказ в предоставлении банковских услуг.
Агентские услуги
В 2010 году в филиалах Сбербанка действовало 429 агентских пунктов по приему заявок на операции с паями паевых инвестиционных фондов (ПИФ) под управлением трех управляющих компаний. Оборот операций по покупке/продаже паев за год увеличился в 1,6 раза и превысил 1,15 млрд руб.
В качестве агента Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) Банк принял от застрахованных лиц порядка 420 тыс. заявлений на перевод накопительной части пенсии из ПФР в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды и о вступлении застрахованного лица в государственную программу софинансирования пенсии.