В условиях рыночных социально-трудовых отношений социальное обеспечение пенсионеров приобретает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что пенсионная система становится финансово независимой от государственного бюджета. Это достигается благодаря тому, что финансовые средства Пенсионного фонда формируются за счет страховых отчислений от заработной платы всех застрахованных наемных работников.
Для реализации модели социального обеспечения пенсионеров государству потребовалось создание целого комплекса государственных гарантий, направленных на устойчивое функционирование данной системы:
правовая база;
принудительное взимание страховых платежей;
прямое бюджетное финансирование части пенсий в соответствии с действующим законодательством и т.п.
Однако глубокий экономический кризис и в особенности финансовый кризис, поразивший нашу страну в переходный период не обошел стороной и пенсионную систему. Так со второго квартала 1995 года в пенсионной системе начались кризисные явления, связанные с падением сбора страховых платежей и ростом просроченной задолженности по их уплате.
Финансовый кризис пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях неустойчивой рыночной экономики.
В связи с этим по инициативе Пенсионного фонда Российской Федерации начаты эксперименты по реформированию пенсионной системы, создание единых пенсионных служб, которые позволяют значительно улучшить механизм управления средств на выплату пенсий. Еще более важное значение приобретает переход на персонифицированный учет плательщиков пенсионных взносов.
Стратегия реформы пенсионной системы должна базироваться на некоторых исходных предпосылках концептуального характера, а также положениях Конституции Российской Федерации:
многоуровневый характер пенсионной системы и возможность ее развития;
в новой системе пенсионирования должны сочетаться распределительный метод со страховым, что автоматически требует одновременного использования принципов солидарности и накопительности пенсионных взносов;
основная исходная предпосылка состоит в необходимости соответствия между экономической природой формирования источника финансирования пенсии и экономической природой формирования самой пенсии;
проектируемая система определяет роли, права и обязанности субъектов пенсионного обеспечения (государства, работодателей и работников), устанавливая на основе социального консенсуса распределение финансового «бремени».
Все это является составным элементом реализации реформирования пенсионной системы. Главное при этом, чтобы конституционные гарантии уровня жизни пенсионеров не только не снижались, но и укреплялись, а на переходный период государство должно предусматривать комплекс резервных мероприятий, направленных на упреждение социальных и финансовых кризисов пенсионной системы.
[1] Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика – 1996 г. – С.336
[2] Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Под ред. М.В. Романовского и О. В. Врублевской. – М. : Юрайт-Издат, 2007.
[3] Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- С. 31 - 48
[4] Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика – 2003 г.
[5] Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. – 1998.- № 3.- С.20
[6] Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации»