Для большинства промышленно развитых зарубежных стран характерна многоуровневая структура кредитной системы. В нашей же республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня экономика Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленной. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора. Вместе с тем, руководству страны вряд ли стоит рассчитывать на то, что банки взвалят на себя основную нагрузку по кредитованию сельского хозяйства, потому что, кредитуя сельскохозяйственные предприятия, банки вынуждены забывать не только про доходность, но и про возвратность. Банкиры считают, что государство должно гарантировать по крайний мере безубыточность этих вложений.
Также следует отметить, что большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике.
Всё это свидетельствует о том, что развитие кредитной системы в республики нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Однако, в банковской системе наблюдаются и положительные тенденции. Так, например, одним из наиболее существенных достижений банковской системы явилась нормализация валютного рынка. Кроме того, осуществлен комплекс мер по повышению надежности и устойчивости функционирования банков, росту их финансового потенциала. Увеличились уставные фонды, на 17,5 процента возрос собственный капитал банков, хотя его рост планировался в 10 процентов [13, с.25].
Проводимая политика по поддержанию положительного уровня реальных процентных ставок повысила доверие к белорусскому рублю, отметили специалисты. Субъекты хозяйствования и особенно население стали отдавать предпочтение сбережениям в национальной валюте.
Главная цель реформирования и реструктуризации системы отечественных коммерческих банков - это формирование сообщества кредитно-финансовых учреждений, способных к аккумуляции свободных внутренних и внешних финансовых ресурсов, их прибыльному размещению, а также к оказанию всего комплекса банковских услуг внутренним и внешним клиентам.
Основными проблемами банковской системы Беларуси является ее общая финансовая слабость. Почти половина всех активов банковской системы размещена в форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой низкорентабельные и убыточные предприятия государственного сектора. Банковская система Беларуси практически не имеет финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать накопление денежных ресурсов в реальном исчислении.
Особенностью белорусской банковской системы, является преобладание нескольких крупных банков, обслуживающих государственные программы и государственные предприятия: на 6 крупнейших системообразующих банков, которые вынуждены работать по государственным программам, связанным с кредитованием низкоэффективного АПК и жилищного строительства, приходится около 90% всего объема активных операций. Этот параметр близок к 90% на протяжении нескольких последних лет. В будущем ситуация должна измениться, и в Концепции развития белорусской банковской системы до 2010 г. предусмотрено снижение доли указанных банков до 50%. Представляемые данным банкам взамен льготы по обязательному резервированию и процентным ставкам не позволяют эффективно регулировать денежный рынок рыночными инструментами и вызывают определенные искажения в его работе [24].
Проведенное курсовое исследование позволяет утверждать, что финансовое оздоровление банковского сектора должно проводится по двум направлениям:
· реструктуризация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками;
· рекапитализация самих банков через привлечение дополнительных финансовых средств в банковскую систему.
Реструктуризация сомнительной к погашению задолженности предприятий банкам может проводиться двумя способами: путем осуществления согласительных процедур и принудительным путем.
В случае отказа предприятия от заключения мирового соглашения, банк имеет право инициировать начало процедуры банкротства независимо от формы собственности предприятия согласно действующему законодательству (Закону о банкротстве).