Анализ заемщика и его кредитоспособности

Страница 1

При анализе кредитоспособности заемщика важно обратить внимание на порядок и степень участия собственных средств заемщика в кредитуемой операции, при этом величина собственных средств в хозяйственном обороте предприятия влияет на величину подлежащего выдаче кредита опосредовано, а именно через установление по целому комплексу показателей классности клиента при определении его кредитоспособности.

Кредитоспособность клиента - это способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам, включая основной долг и процентные платежи.

Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении и прогнозировании:

- способности заемщика рассчитаться со своими долговыми обязательствами на ближайшую перспективу;

- степени риска, который банк готов взять на себя;

- размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах;

- условий предоставления ссуды.

Близким по смыслу является термин "платежеспособность клиента". Он характеризует наличие или отсутствие неплатежей на определенную дату, поэтому платежеспособность является менее емким термином, чем кредитоспособность, одним из факторов, характеризующих кредитоспособность клиента.

Выявление уровня кредитоспособности (степени кредитоспособности) является процессом определения индивидуального или частного кредитного риска для банка, т.е. риска, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выдаваемой клиенту.

До кредитной реформы (1930 г.) широко использовалась система критериев кредитоспособности от которой банкиры должны были отталкиваться при оценке кредитоспособности клиента, кредитного риска:

1) характер клиента;

2) способность заимствовать средства;

3) возможность заработать средства в ходе текущей производственной деятельности;

4) капитал клиента;

5) обеспеченность ссуды;

6) условия, в которых совершается кредитная операция;

7) возможность осуществления контроля за ходом осуществления кредитуемой операции.

В практике американских банков применяется подобная система, носящая название "правило пяти си", где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву "си".

Если говорить подробнее о критериях в отечественной банковской практике, то:

1) Характер клиента - это репутация клиента как юридического лица, она складывается из длительности функционирования клиента в данной сфере бизнеса, отклонении его экономических показателей от среднеотраслевых (коэффициент "бэтта"), его кредитная история; репутация его партнеров в деловом мире, репутация ведущих менеджеров с учетом профессиональной длительности работы в качестве руководителей, их моральные качества (здесь может использоваться бальная оценка) при формализации этого процесса оценки.

Важно понимать степень ответственности клиента за непогашение долга, четкость представления клиента о целях ссуды. Для банка следует обратить внимание на соответствие характеристик клиента кредитной политике банка, т.е. банковские сегменты рынка должны соответствовать сегментам рынка клиента.

2) Способность заимствовать средства - это наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, право ведения от клиента переговоров, право подписи кредитных документов.

Если клиентом является физическое лицо, кредитным работникам следует убедиться в дееспособности клиента (возрастные ограничения, наличие судимостей, социальное положение и т.д.)

Страницы: 1 2 3 4

Навигация