С точки зрения права перестрахование определяется следующим образом.
Риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования. В Федеральном законе от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее в работе: Закон об организации страхового дела) в статье 13 приводится следующее определение:
"Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика)".
В договоре перестрахования участвуют две стороны: страховое общество, передающее риск, и страховое общество, принимающее риск на свою ответственность. Передаваемый риск называется перестраховочным риском. При этом процесс, связанный с передачей риска, в юридической трактовке называется цедированием риска, или перестраховочной цессией. Таким образом, в договорных отношениях участвуют две стороны: цедент - перестрахователь, то есть страховщик, передавший риск, и цессионарий - перестраховщик, принявший риск. Особенностью данных договорных отношений является то, что страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным страхователем в полной мере в соответствии с договором страхования.
Правовое регулирование в России в отношении перестрахования в последние годы совершенствуется. 10 декабря 2003 года был принят Федеральный закон N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее Закон N 172-ФЗ), в котором признавалось прекращение действия некоторых законодательных актов Российской Федерации. Например, была изменена формулировка положений статьи 32 Закона РФ "Об организации страхового дела". В упомянутой статье было исключено положение о том, что лицензия на осуществление перестрахования выдается, только если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование (п. 2 ст. 32 в редакции Закона от 8 декабря 2003 г.). Кроме того, в своем Письме от 28 января 2004 г. N 24-00/КП-21 Федеральная служба страхового надзора предписала, что с 17 января 2004 года принятие рисков в перестрахование без соответствующей лицензии запрещено. Принятие данного решения было основано на том, что в соответствии с нормой абзаца третьего пункта 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему соответствующую лицензию. Кроме того, Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 12-ФЗ содержит и изменения, касающиеся установления срока, до которого страховые организации обязаны получить лицензию на перестрахование. Положения закона предусматривают, что страховщики, производящие в настоящее время перестрахование без отдельной лицензии, поскольку перестрахование не является для них исключительным видом деятельности, все же должны получить лицензию на перестрахование, и срок для этого дается до 1 июля 2007 года. В отличие от мировой практики в России сегодня наблюдается явный перекос в сторону универсальных страховщиков, для которых перестрахование не является исключительным видом деятельности. Специализированные же страховщики не могут конкурировать с универсальными из-за низкой капитализации. Большинство перестраховочных компаний по своей сути являются брокерами, размещая собранные в России взносы с помощью купленных на Западе емкостей. Это и тормозит развитие отрасли, которая остро нуждается в инвестициях. Привлечение капитала позволит специализированным перестраховщикам увеличить объемы покрытий и бизнеса. Принятые решения о необходимости получения лицензии на перестрахование и страховыми компаниями, у которых данный вид деятельности является определяющим видом, продиктованы необходимостью занять жесткую позицию по отношению к "серым" перестраховщикам, что будет способствовать выходу на первый план реальных перестраховщиков. Тем самым будет повышена прозрачность и привлекательность отрасли в целом.