Регулирование международной банковской деятельности

Материалы » Международные банковский бизнес » Регулирование международной банковской деятельности

Страница 2

Законодательство многих развитых стран, прежде всего ЕС, уже в 1995 г. соответствовало требованиям ГАТС и его Приложения по финансовым услугам. Однако вплоть до середины 1997 г. продолжались переговоры и уточнялись обязательства стран. Отдельные развивающиеся страны со­гласились на более либеральный вариант национального регулирования. Так, в Протоколе к ГАТС по финансовым услугам 1997 г., вступившем в силу в 1999 г., Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Фи­липпины согласились увеличить лимиты иностранных инвестиций в бан­ковском секторе, Индия — увеличить лимиты на выдачу лицензий иност­ранным банкам, Республика Корея отменила проверки на так называемую экономическую целесообразность присутствия иностранных банков на на­циональном рынке и т.д.

Базельские соглашения. В 1975 г. в Швейцарии, в г. Базель на основа­нии пресс-коммюнике руководителей центральных банков группы 10 ведущих развитых стран — учредителей Банка международных расче­тов был создан Базельский комитет по банковскому надзору. Его создание явилось ответной мерой международного сообщества на банкротство круп­ного международного банка того времени — западногерманского банка «Банкхаус Херштатт» (крах в 1974 г.) и отсутствие у органов националь­ного регулирования и надзора действенных инструментов и механизмов контроля за деятельностью транснациональных банковских сетей.

Проблема такого контроля заключается в том, что пришедший в национальную экономику филиал транснационального банка может развер­нуть масштабную банковскую деятельность и долгое время выглядеть вполне финансово здоровым, вовлекая в сферу своей активности все большее количество резидентов принимающей страны. Однако филиал ТНБ — это «верхушка айсберга», его жизнеспособность зависит не столько от выпол­нения нормативов национального банковского законодательства в данной стране, сколько от жизнеспособности всей транснациональной банковской структуры, большая часть которой находится за пределами страны.

Полномочия же национальных органов регулирования и контроля банковской деятельности в стране, разместившей филиал ТНБ, ограничены национальными границами. По этой причине возникла необходимость сформулировать, во-первых, единообразные требования к международной банковской деятельности в разных странах и, во-вторых, договориться о принципах действенного надзора за деятельностью всей сети ТНБ и ус­транить фрагментарность странового контроля за его международными операциями.

В 1975 г. Базельский комитет (БК) подготовил Доклад по надзору за иностранными банковскими учреждениями, получивший впоследствии название Конкордат 1975 г. Несмотря на рекомендательный характер этого и последующих документов БК, их положения уже перенесены в нацио­нальные банковские законодательства.

Конкордат 1975 г. содержал следующие положения:

1) надзор за деятельностью иностранного банковского учреждения находится в совместной компетенции органов государства происхожде­ния и государства пребывания;

2) ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора;

3) надзор за ликвидностью находится в компетенции органов госу­дарства пребывания;

4) надзор за платежеспособностью находится в компетенции орга­нов государства происхождения, когда в стране функционирует филиал иностранного банка, и в компетенции органов государства пребывания, если создан дочерний банк;

5) ведется постоянный обмен соответствующей информацией между органами государства происхождения и государства пребывания и инспекции.

Конкордат 1975 г. был расширен в 1983 г. еще на один пункт — консолидированный надзор за деятельностью банковских холдингов. В 1992 г. в БК появились новые «Минимальные стандарты по надзору за международными банковскими группами и их трансграничными учреж­дениями», в которых предусмотрено обоюдное согласие органов государ­ства пребывания и происхождения на создание трансграничного банков­ского учреждения и ряд других их прав и обязанностей.

В международном регулировании деятельности ТНБ немаловажную роль играют универсальные нормативы деятельности, разработанные БК, но инкорпорированные в национальное банковское право. Основным таким нормативом является норматив достаточности капитала банка. Он рассчи­тывается как отношение собственного капитала банка первого уровня к активам, взвешенным по уровню риска. БК рекомендован 8%-ный нор­матив достаточности капитала. Во многих странах этот норматив выше, в частности, в России он составляет 10 и 11% в зависимости от размера собственного капитала.

Страницы: 1 2 3

Навигация