Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
· Распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечисление на счет получателя средств;
· Распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов в предусмотренных формах используются:
· Платежные поручения;
· Аккредитивы;
· Чеки;
· Платежные требования;
· Инкассовые поручения.
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011 - 93 (класс "Унифицированная система банковской документации").
Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием вычислительной техники.
Допускается использование копий бланков расчетных документов, полученных на множительной технике, при условии, если копирование производится без искажений.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих машин или компьютеров шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего, или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
· наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011 - 93;
· номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
· вид платежа;
· наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
· наименование и место нахождения банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
· наименование и место нахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· назначение платежа - налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);
· сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
· очередность платежа;
· вид операции в соответствии с "Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках";
· подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа" в расчетных документах на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, взыскание недоимки по налогам и пени, а также сумм налоговых санкций за нарушение налогового законодательства на основании решений судебных органов заполняются с учетом требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Банком России.
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.
Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной или вычислительной техники.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.