Основными партнерами компании при подготовке к IPO и непосредственно в процессе размещения на бирже, как я выяснила, являются банк-андеррайтер, который обычно выступает в роли координатора всего проекта. От него зависит, удастся ли компании выйти на рынок на подъеме, а также структура будущих владельцев акций компании и, следовательно, стабильность будущих торгов. Это обычно юридическая компания, аудиторская фирма или PR-агентство. К выбору этих партнеров нужно подходить особенно внимательно. Поэтому в качестве андеррайтера лучше привлекать компанию, которая обладает большой клиентской базой и известна на рынке, где будет происходить размещение. Для отечественных предприятий основными критериями выбора банка-андеррайтера были стоимость, в которую он оценивал компанию, объем эмиссии, предлагаемая структура, место и сроки размещения, а также вознаграждение, которое банк требовал за свои услуги. Надо сказать, что эти параметры у разных банков отличаются довольно сильно, например, в ходе проведения тендера назывались сроки подготовки к эмиссии от полугода до полутора лет. Чтобы определить, какой период действительно является реальным, им пришлось проделать довольно большую работу по сбору частных мнений инвесторов и по подготовке детального проекта. Итоговый срок составил восемь месяцев. Что касается аудиторов и юристов, то их можно и нужно выбирать заранее, так как еще до выхода на IPO компании требуются аудированная отчетность и юридически прозрачная структура.
Публичная компания может привлекать акционерное финансирование используя следующие основные механизмы:
1) частное размещение. Выпущенные акции являются ограниченными в распространении на 2 года, то есть не могут продаваться неквалифицированным (частным, средним и мелким) инвесторам в течение этого периода. Некоторые из ограничений снимаются по истечении первого года. При этом каждый отдельный держатель ограниченных акций имеет право продавать до 1% их общего объема в квартал. Акции в данном случае оцениваются с 30-35% дисконтом по отношению к среднеквартальной цене, предшествующей привлечению финансирования.
2) публичное размещение. Компания выпускает свободные от ограничений акции, свободно торгующиеся на рынке ценных бумаг. Цена акций устанавливается с 7% -10% дисконтом к среднеквартальной цене на дату финансирования. Чем лучше ликвидность и финансовые показатели компании, тем меньше дисконт по размещаемым акциям.
Для первичного размещения акций необходимо провести оптимизацию внутренних процессов компании. Так как подготовка к IPO это процесс долговременный, то его нужно начинать заранее. Средний срок между принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов для российских компаний составляет около четырех лет. Это время необходимо для того, чтобы сделать прозрачной юридическую структуру компании, заработать репутацию благонадежного заемщика (провести программы вексельных и облигационных займов), повысить известность бренда компании - иными словами, стать узнаваемыми на рынке, где впоследствии будет производиться размещение.
Проводимые мероприятия во многом схожи с теми, что требуются от компании при выходе на публичный рынок с облигациями, в первую очередь, это проведение аудита по международным стандартам финансовой отчетности, повышение качества корпоративного управления и упорядочение юридической структуры.
Предельно важные моменты на этапе подготовки эмитента к IPO - допуск ценной бумаги к торгам на бирже и прохождение процедуры листинга, так как включение ценной бумаги в котировальные списки фондовой биржи позволяет существенно расширить круг инвесторов эмитента:
1) институциональные инвесторы.
Ценные бумаги, включенные в котировальные списки фондовой биржи, могут иметь признаваемую биржевую котировку, используемую для оценки стоимости чистых активов, налогообложения;
2) коллективные инвестиции.
Управляющие компании могут инвестировать пенсионные накопления только в ценные бумаги, включенные в котировальные списки фондовой биржи;