В 2005 году рынок IPO российских компаний испытал взрывной рост. По сравнению с 2004 годом, количество сделок выросло на 33%, а сумма привлеченного капитала - на 386%. Общий объем первичного размещения российских компаний через механизм IPO в 2005 году составил рекордную сумму - более 6 миллиардов долларов. Причем более 70% всех размещений пришлось на Лондонскую фондовую биржу.
По итогам 2005 года общая капитализация компаний, котирующихся на двух основных российских биржах (РТС и ММВБ) составила около $900 млрд. С размещением акций "Газпрома" общая капитализация возросла до $1,5 трлн., однако этого все равно недостаточно. Например, общая капитализация компаний, котирующихся на Лондонской фондовой бирже (LSE), по различным оценкам составляет 4,1-4,2 трлн. фунтов стерлингов или около $6,6 трлн. К тому же, отечественные биржи обладают недостаточно гибкой структурой капитала - очень мал объем собственно свободных средств. Наиболее типичными сделками, осуществляемыми на российском фондовом рынке, длительное время был обмен акциями. Все это не позволяет компаниям надеяться на привлечение более $1млрд. при разовом размещении.
Действия этого фактора побуждают ведущие российские компании обращаться к такому источнику инвестиций, как мировой финансовый рынок. Практика показывает, что на 2006 год механизм IPO оказался наиболее удобным для российских компаний, т.к. он позволяет на выгодных условиях привлечь больший объем средств.
Вместе с выгодами участия отечественного бизнеса в IPO-процессах, ряд российских компаний испытал существенные трудности при выходе на IPO. Можно выделить следующие основные моменты, затруднявшие выход российских компаний на IPO в 2005 году:
1) необходимость раскрытия информации о компании
2) введение современных стандартов корпоративного управления
3) оценку динамики развития отрасли
4) оптимальный выбор биржевой площадки
Общим следствием этих трудностей является недооценка отечественных компаний на мировом финансовом рынке. Некоторые из компаний столкнулись с тем, что их значительные усилия при подготовке IPO не принесли желаемого результата. Объем привлеченного через механизм IPO капитала иногда оказывался недостаточным для реализации проектов, ради которых начиналась сложная и дорогостоящая процедура.
Отраслевые лидеры при выходе на IPO несут дополнительную нагрузку.
Лучшие отраслевые компании в борьбе за повышение конкурентоспособности столкнулись с проблемой привлечения капитала на модернизационные проекты и стали пионерами выхода на IPO. Однако известность и репутация надежной компании в России еще не означает высокого уровня доверия со стороны зарубежных партнеров. К новым компаниям, не имеющим длительной кредитной и биржевой истории, инвесторы настроены, как правило, насторожено. Инвесторов пришлось убеждать в надежности и конкурентоспособности российского бизнеса. Это потребовало дополнительных усилий и ресурсных затрат компаний. Отраслевым лидерам пришлось демонстрировать инвесторам не только особенности своего бизнеса, но и общее положение в соответствующих отраслях. Для этого анализировалась история развития отрасли, ее место в российской экономике, перспективы дальнейшего развития. Особая роль отводилась анализу факторов успеха и практике бизнеса отраслевых лидеров. Компании, которые не проводили такой предварительной работы на серьезном уровне, впоследствии оказались наиболее недооцененными при размещении.
Для российского бизнеса в целом дополнительные усилия отраслевых лидеров при выходе на IPO оказались благотворными. Ведущие российские компании сумели пробить дорогу для выхода на IPO компаниям "второго эшелона". Зарубежные инвесторы имели возможность убедиться в надежности и прибыльности отечественных компаний. Можно предположить, что процесс выхода на IPO для российских компаний сегодня несколько упростился, если в их отраслях уже прошли первичные размещения.
Отраслевые лидеры, первыми прошедшие формальные процедуры, сегодня уже имеют не только небольшую кредитную и биржевую историю, но и довольно богатый опыт выхода на IPO. Появился рынок консультационных услуг, на котором можно изучить удачный и неудачный опыт размещений. Все это помогает компаниям, готовящимся сегодня к процедуре выхода на IPO, и способствует привлечению большего числа не самых крупных компаний к этому процессу. Основные перспективы развития процесса выхода российских компаний на IPO в 2006 году следующие: успехи отечественного бизнеса в деле выхода на IPO в 2005 году позволяют предположить, что этот процесс будет развиваться. За лидерами подтянутся остальные компании. Уже сейчас складывается ситуация, когда крупные холдинги, успешно осуществившие выход на IPO, готовят к аналогичной процедуре дочерние компании. Основными направлениями развития процесса выхода на IPO российских компаний в 2006 году: