Современный туристический бизнес в России за последние десять лет совершил поистине огромный скачок в своем развитии. Начиная с конца перестройки, российские турфирмы начали набирать обороты, пока кризис 1998 года не оставил на рынке лишь самых стойких игроков. Но за последние годы ситуация снова изменилась в сторону перенасыщения рынка туристическими агентствами. За год в российской столице открывается до ста новых турагентств, но только менее 30% из них «доживают» до своего трехлетия. Подобная привлекательность обуславливается относительно небольшими инвестициями, минимальным количеством персонала (от четырех-пяти человек) и кажущейся простотой задачи. Однако бизнес в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора.[5]
Убытки могут подстерегать турфирму на различных стадиях оказания услуги.
Так в случае не предоставления турфирмой своевременно туристу или иному заказчику необходимой и достоверной информации о туристском продукте и всех услугах, предоставляемых туристу, организация несет риск ответственности за нарушение прав потребителя, в том числе, по возмещению в полном объеме убытков, возникших у туриста по причине отсутствия у него необходимой информации. Круг этой информации законодательством не определен, поэтому, исходя из условий заказа, турист должен быть, проинформирован обо всех деталях каждого этапа поездки, в том числе, и деталях подготовки к ней. Например, данные о необходимых документах, о въездных и выездных правилах, о правилах пребывания в стране (месте) назначения, о действиях в случае возникновения какой-либо затруднительной ситуации.
Считается, что информация предоставлена туристу только при условии документального подтверждения этого факта. Поэтому при передаче туристу различных памяток и сведений турфирме следует получить у него подпись об ознакомлении со всеми такими сведениями.
Законодательство РФ предусматривает ответственность турфирмы, если путешественник обнаружит недостатки в уже организованной поездке.
Недостаток – это несоответствие услуги стандарту, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги.
В этом случае турист по своему выбору может требовать (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
– безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Предположим, туриста поселили в отель худшей категории, так как в отеле, предусмотренном договором, не оказалось свободных мест. Фирма должна за свой счет переселить туриста в другой отель. Если же турист был вынужден сам оплатить свое проживание, турфирме придется компенсировать его затраты;
– соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Например, туристу пришлось проживать в отеле более низкой категории либо какие-то из оплаченных экскурсий не состоялись – фирма обязана вернуть разницу в стоимости;
– возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуге своими силами или третьими лицами.
Учитывая специфику туристского продукта как комплекса различных услуг, оказываемых туристу третьими лицами (перевозчиком, отелем, консульством иностранного государства, страховой компанией) турфирма по умолчанию будет отвечать за любые недостатки услуг, входящих в туристский продукт. Вследствие чего турфирма будет нести определенные убытки. Поэтому в целях минимизации возможной ответственности турфирмы рекомендуется в договоре (с туристом, с агентом, с субагентом) выделять некоторые услуги как отдельные, выходящие за рамки турпродукта. Так например, следует в качестве отдельных поручений туриста выделить поручения на приобретение авиа- или железнодорожных билетов, на оформление страховки, на подачу документов туриста в консульство иностранного государства для оформления визы. При такой структуре договора и дополнительном закреплении в нем, что ответственность за действия перевозчика, страховой компании, визовой службы несут исполнители этих услуг, турфирма будет отвечать только за те недостатки услуг, которые напрямую зависели от действий или бездействия турфирмы. Например, за своевременную подачу документов в консульство, а не за сроки оформления визы и не за отказ в ее выдаче.
Также убытки могут возникнуть и при аннуляции тура. Турист должен письменно заявить об отказе от поездки. Турагент незамедлительно письменно, по факсу или электронной почте, если такая форма документообмена предусмотрена договором, сообщает об этом туроператору. Тот, в свою очередь, безотлагательно должен аннулировать входящие в тур услуги, забронированные им у своих партнеров. Причем, в случае, если отказ туриста от поездки вызван уважительными причинами, не лишним будет обратиться к контрагенту с просьбой о возможном сокращении финансовых удержаний за аннуляцию от брони в связи с особыми причинами. При получении информации от партнеров, туроператор определяет размер денежных средств, возможных к возврату, и размер своих фактических расходов, и должен сообщить об этом турагенту. А тот – туристу. Все сообщения также происходят в письменной форме с подтверждением отправки такой информации. При невыполнении правил своевременного письменного документооборота, становится затруднительным определить «виноватого» и обязанность возвратить туристу денежные средства за несостоявшийся тур, а иногда и неустойку за затягивание их возврата, может быть возложена на турагента, как на лицо, вступившее в непосредственные договорные отношения с туристом.