Сразу же отметим, что никакой системы защиты частных сберегательных вкладов ни в Гонконге, ни в Китае нет. Как уже было отмечено, три четверти всех депозитов находится в четырех государственных банках, и их сохранность негласно гарантируется государством. Население и государственные банки считают подобную негласную гарантию вполне достаточной. Государственные банки рассматривают безвозмездные на настоящий момент услуги государства как вполне справедливую компенсацию за безнадежные долговые обязательства, навязанные им тем же государством. Если вследствие ослабления банков начнется массовое изъятие вкладчиками депозитов, то платить должно будет государство как главный виновник такого рода процессов.
В этой связи система защиты вкладов является частью общей социальной и финансовой системы безопасности государства. Однако необходимость ее реструктуризации признается лишь немногими китайскими реформаторами. Государственные же банки на своей реструктуризации особенно не настаивают. Сначала нужно организовать общественную дискуссию, убедить общество в необходимости избавления от изживших себя представлений о гарантии частных вкладов, а затем уже постепенно создавать подлинную систему для защиты частных вкладов. Это необходимо по двум основным причинам: во-первых, только обязательный и финансируемый всеми банками фонд защиты вкладов поможет решить проблему морального риска и справедливо распределить затраты по защите вкладов населения, и, во-вторых, в современной ситуации государство, являясь единственным и последним гарантом, не способствует формированию у банков новой финансовой политики, учитывающей все риски и затраты. При возникновении проблем с ликвидностью или банкротством государство вмешивается, печатает деньги и провоцирует рост инфляции.
Все сберегательные вклады, а не только находящиеся в государственных банках, должны быть защищены от потерь с помощью отдельного самостоятельного органа. Именно на этапе, когда банки приобретают самостоятельность, возникает вопрос об их надежности. В этой ситуации система защиты депозитов снижает опасность системных рисков, способствует росту доверия к банкам, развитию конкуренции и созданию новых частных банков.
Что касается системы банковского надзора, то до недавнего времени ее не существовало вовсе. Она возникла лишь совсем недавно в лице China Banking Regulatory Commission (Банковской регуляторной корпорации Китая — БРКК), подчиненной непосредственно кабинету министров.
В связи с необходимостью выполнять требования ВТО Китаю предстоит сделать многое для ликвидации недостатка в квалифицированных специалистах и создания надежной системы надзора. При этом надзор должен быть адаптирован к новым финансовым отношениям и растущему числу китайских и иностранных финансовых институтов.
В целях повышения прозрачности и борьбы с безнадежными долгами Центральный банк Китая уже внедрил у себя компьютерную систему с короткими отчетными периодами и инструментами, аналогичными тем, которые использует немецкий Федеральный банк. Будут ли эти и другие инструменты взяты на вооружение новым органом банковского надзора, можно только гадать; в любом случае персонал этого органа будет образован из числа бывших сотрудников Центрального банка КНР. Эффективный надзор будет обеспечиваться в данном случае путем предотвращения и ликвидации кредитных рисков, благодаря чему удастся значительно снизить долю несостоятельных долговых обязательств.
Определенные надежды по повышению эффективности банковского надзора связаны с новыми комиссиями, образованными Центральным банком, но работающими независимо от него. Они призваны обеспечить более строгий контроль (в частности, предотвратить возникновение новых рисков, вызванных новыми кредитами, выдаваемыми по политическим мотивам), что приведет к непосредственному ускорению реформ и экономическому росту, но одновременно станет причиной появления связанных с экономическими реформами социальных рисков.