Субъекты строительного комплекса испытывают воздействие рисков природного и техногенного характера, а также рисков, связанных с человеческим фактором.
Под управлением рисками («риск-менеджер») следует понимать оценку риска в смысле проявления опасностей, которым подвергается предприятие, степень и вероятность ущерба в результате проявления таких опасностей; комплекс превентивных мероприятий по предотвращению проявления таких опасностей; анализ необходимости заключения договора страхования; определение всестороннего страхового покрытия, необходимого для данного объекта с расчетом экономически обоснованных ставок; процесс минимизации и ликвидации убытков; размер и целесообразность перестрахования; инспектирование риска; оценка последствий возможных инцидентов (приостановление производства, потеря доходов, невыполнение договорных обязательств).
Управление рисками включает:
определение риска;
оценку риска;
контроль риска;
финансирование риска.
Определение риска - прежде всего нужно определить активы организации, которые должны быть защищены от возможных рисков.
Активы - это имущество (объекты, механизмы, склады, материалы):
финансовый статус организации (наличность, расчетные счета ценные бумаги, возможные претензии и обязательства);
рабочая сила (аппарат управления, рабочие, партнеры);
«косвенные активы» (входящая и выходящая информация, новые технологии, ноу-хау, имидж, репутация.).
Для этого изучаются документы: ежегодный баланс; организационная структура, контракты, соглашения, договоры, оценка основных фондов, проектная и технологическая документация; проектно-технологическая документация по организации строительства; выясняются местонахождение объекта, инфраструктура, связи с партнерами и другими организациями в том числе банки, страховые компании.
Контроль риска - разработка мероприятий, которые позволяют избежать событий, связанных с рисками.
Методы уменьшения рисков:
1. Физическая защита (системы сигнализации, охраны, пожаротушения, видеонаблюдения.).
2. Организационные меры (разработка инструкций и систематический контроль за их реализацией).
3. Обучение персонала, создание безопасных условий труда.
4. Послеаварийные мероприятия (наличие инструкций, спецслужб и оборудования для ликвидации последствий и уменьшения ущерба).
Выгоды от уменьшения рисков приводят к снижению затрат на страхование и расходы на ликвидацию ущерба, улучшению трудовых отношений, сокращению убытков по несчастным случаям.
Финансовые риски - система мер по защите от них сводится к обеспечению способности предприятия противостоять вероятным опасностям и страхованию незащищенных рисков путем:
четкой организации работы финансовых структур и бухгалтерии;
создания резервного фонда и самофинансирования (выделение средств) на покрытие убытков;
страхования неизбежных рисков в страховых компаниях.
Управление рисками при выполнении строительных работ всеми участниками строительства: проектировщиками, архитекторами, производителями строительных конструкций и материалов, строительными и монтажными организациями - позволяет повысить качество работы и снизить аварийность отрасли.