1665 г.
Первая попытка создания ссудного банка для «маломочных купцов».
1733 г.
Возникновение в Петербурге монетной канцелярии.
1754 г.
Учреждены два сословных банка: Дворянский и Коммерческий.
1769 г.
В Петербурге и Москве создаются банки «для вымена государственных ассигнаций».
1788 г.
В г. Вологде основан городской общественный банк.
1818 г.
Вместо городских общественных банков был открыт «Государственный коммерческий банк».
1841 г.
Появление первых сберегательных касс.
1864 г.
Открыт первый акционерный Санкт-Петербургский частный банк.
1876–1879 гг.
Первый крупный банковский кризис, приведший к ликвидации 7 коммерческих банков.
1883–1884 гг.
Появление законодательных актов, регулирующих порядок открытия и ликвидации коммерческих банков.
1890–1897 гг.
Активное возникновение новых коммерческих банков и увеличение их значимости в экономике.
1917 г.
Правительством большевиков принят декрет «О национализации банков».
1922–1925 гг.
С принятием НЭПа возникают новые акционерные банки
1925–1986 гг.
Становление системы государственных банков, подчиненных главному государственному банку.
1987–1989 гг.
Банковская реформа с созданием специализированных банков.
1990–1991 гг.
Появление коммерческих и кооперативных банков.
Для 90-х годов характерны крупные изменения в экономике России, связанные с началом рыночных преобразований. Переход народного хозяйства к рынку потребовал адекватной денежно-кредитной инфраструктуры в виде развитой системы товарно-денежных отношений. Поэтому возникла острая необходимость в кредитной реформе, направленной на создание свободного рынка капиталов. Процессу осуществления кредитной реформы предшествовали формирование и развитие различных коммерческих структур, в основном кооперативных и коммерческих банков. Они становились в определенной мере конкурентами специализированных банков, поскольку обладали разнообразием методов ведения банковского дела, свободой в проведении кредитной и денежной политики, более быстро реагировали на изменения конъюнктуры и спроса на те или иные виды и направления деятельности предприятий, не были связаны централизованно изданными инструкциями по кредитованию.
Это позволяло новым банковским структурам расширять сеть своих учреждений и масштабы деятельности, увеличивать размеры капиталов и выданных кредитов.
Так, на 1 июня 1989 г. объявленная сумма их уставных фондов составляла 2 млрд. руб., на счета и депозиты было привлечено 1,3 млрд. руб., получено ими кредитов от других банков в размере 1,1 млрд. руб., выдано кредитов на сумму 2,5 млрд. руб., в том числе краткосрочных – на 1,7 млрд. руб., среднесрочных и долгосрочных – на 0,8 млрд. руб. Вместе с тем прежние рамки кредитной системы в определенной мере сковывали возможности новых банковских структур. Централизованный характер ссудного фонда препятствовал переливу капиталов в отрасли с более выгодными условиями его приложения и прибыльным размещением кредитных ресурсов.
Действующая монополия специализированных банков затрудняла создание кредитного механизма, адекватного потребностям экономики. И только с принятием Законов РФ «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР» в конце 1990 г. было положено начало совершенно иной кредитной системе, отличающейся от прежней как по форме, так и по содержанию. По форме кредитная система стала двухзвенной: ее верхнее звено – Центральный банк России в едином комплексе с банками республик, низшее звено – широкая сеть коммерческих банков, а также специализированных кредитных учреждений. По содержанию принципиально изменились функции банков.
На Це