Управление кредитными рисками в процессе кредитования

Материалы » Бизнес-план развития банка. Методология и методика его расчета » Управление кредитными рисками в процессе кредитования

Страница 7

Наиболее часто недобросовестные клиенты прибегают к следующим ухищрениям для незаконного получения кредитов:

- создание фиктивных предприятий и представление учредительных и регистрационных документов;

- фальсификация различного рода документов, представляемых для получения кредитов (балансов, технико-экономических расчётов, сведений о погашении предыдущих кредитов и т.д.) [12].

Признаками, свидетельствующими о возможном наличии целевой установки клиента на недобросовестное выполнение своих обязательств перед банком, могут быть особенности его психологического состояния и поведения при подаче документов на кредит. Поэтому в процессе первичной беседы сотрудники службы безопасности или кредитного отдела банка при проверке ключевых данных (о форме собственности, дате образования и начала деятельности фирмы, составе учредителей или пайщиков, месте регистрации и размере уставного фонда, сведениях о владельцах или руководстве предприятия и пр.) могут проверить психологическую реакцию клиента на вопросы о несовпадении юридического и фактического адреса фирмы, наличия счетов в других банках и т.д. Изменения поведения или нервозность, проявленные при этом клиентом, могут свидетельствовать о наличии умысла в совершении незаконных сделок, о несоответствии фактических и реальных данных о работе предприятия и фирмы и т.д. Следовательно, такое поведение должно стать основанием для более тщательной работы по проверке документов и материалов, представленных клиентом [22].

Для проверки серьёзности намерений клиента, оценки его реального положения на рынке целесообразно получить от него дополнительную информацию, такую как: сведения о техническом уровне продукции, о производимых изделиях и их конкурентоспособности на рынке, в целом изучить знание клиентом сферы его деятельности. Осторожность и повышенная внимательность банковского служащего к предоставленным клиентом документов в начале процесса кредитования позволит существенно снизить уровень кредитного риска.

Значительную роль в изучении клиента, его солидности и реальных намерениях играет работа служб безопасности по выяснению реального статуса посетителя и его самооценки, уровня жизни и материальной обеспеченности, семейного положения и бытовых условий, отношения к банку и причин обращения именно в данный банк. Последующее сопоставление оценочных характеристик клиента сотрудниками службы безопасности и кредитных отделов может оказать влияние на принятие решения о выдаче кредита или отказе.

Важным направлением повышения эффективности работы по предотвращению незаконного получения и не возврата кредитов может и должно быть тесное взаимодействие кредитных отделов и служб безопасности банка с аналогичными подразделениями и с правоохранительными органами. К сожалению, на практике банки часто скрывают информацию друг от друга о недобросовестных клиентах в расчёте на то, что получив кредит в другом банк, кредитополучатель таким образом погасит свою задолженность перед ними. Сокрытие информации о преступлениях перед правоохранительными органами обусловлено попытками скрыть собственные незаконные действия, ставшие причиной нанесения ущерба интересам или собственности государства

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Навигация