Основанием открытия банковского счета, как уже было сказано выше, является договор банковского счета. До заключения договора владелец счета должен предоставить банку предусмотренный законодательством пакет документов.
С принятием декрета Президента РБ №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» процедура открытия банковского счета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно упростилась: сократился перечень документов, подаваемых в банк, а также появилась возможность открытия двух и более текущих (расчетных) счетов [10]. В развитие данного законодательного акта было принято постановление Правления Национального банка РБ № 40 «Об открытии банковских счетов» [11].
Однако специалисты отмечают и некоторые трудности, с которыми теперь могут столкнуться потенциальные банковские клиенты: если в прежней инструкции последовательность действий банка и клиента была четко определена, то нынешние законодательные акты содержат лишь общие правила открытия счетов.
Все нюансы открытия, переоформления и закрытия банковских счетов теперь определяются локальными документами банков. А так как банки по-разному подходят к составлению локальных документов, то и процедуры открытия счетов, не смотря на существование общих правил, у них могут отличаться.
Постановлением № 40 изменен подход к определению банковского счета. Теперь к банковским счетам отнесены: текущие (расчетные) счета, субсчета, специальные счета, благотворительные, временные, корреспондентские счета, карт-счета.
Таким образом, банковскими счетами в понимании данного постановления, т.е. счетами, которые должны открываться в порядке, им установленном, не являются, например, счета по учету вкладов (депозитов), доверительные (трастовые) счета, счета по учету аккредитивов. Порядок открытия таких счетов определяется банками самостоятельно [12, с. 27].
В соответствии с требованиями подпункта 2.3 пункта 2 Декрета Президента РБ №1 для открытия текущего (расчетного) счета понадобятся:
– заявление на открытие счета;
– карточка с образцами подписей должностных лиц, которые имеют право подписи и оттиска печати;
– копия устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации – для юридического лица, копия свидетельства о государственной регистрации – для индивидуального предпринимателя;
– анкета клиента [10].
Лицами, которые имеют право подписи на карточке с образцами подписей и оттиска печати являются директор, заместитель директора, бухгалтер и иные лица которым предоставлено такое право. При этом для подтверждения полномочий должностного лица субъекта хозяйствования достаточно предъявить должным образом оформленный контракт либо трудовой договор [13].
Со вступлением в силу Декрета Президента РБ № 1 отменена необходимость получать какие-либо документы из Инспекции МНС, (ранее это были дубликат УНП и справка о внесении сведений о директоре и бухгалтере в государственный реестр), из территориального органа Фонда социальной защиты населения, из РУП «Белгосстрах».
Согласно ст.13.9. КоАП РБ открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения органа Комитета государственного контроля, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этих лиц – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от ста тридцати до двухсот базовых величин [14].