1. Оперативное планирование поступлений и платежей. Инструментами служат заявки ответственных, платежный календарь и дневной план платежей.
2. Система ответственных распорядителей, в отношении которых устанавливаются лимиты расходования платежных средств.
3. Система приоритетов платежей, используемая для балансирования платежного календаря и ранжирования платежей в дневном плане.
4. Механизм согласования платежей и корректировки платежного календаря.
5. Процедуры контроля состояния лимитов ответственных распорядителей.
6. Система оперативного учета возникновения и погашения обязательств.
7. Совокупность регламентных документов по оперативному управлению финансами.
Следует отметить, что система оперативного управления финансами охватывает решения, принимаемые внутри месячного интервала функционирования ООО «Салон сотовой связи». В связи с этим, необходимо учесть, что при недостаточном уровне развития более высоких уровней финансового планирования, на входе системы ОУФ не будет достаточной информации.
В данном случае при построении системы ОУФ возникает необходимость, с одной стороны, создать временные механизмы планирования, позволяющие получить исходные данные о движении обязательств и платежных средств в разрезе ответственных распорядителей на месячном интервале. В противном случае будет невозможно установить лимит платежей ответственного распорядителя. С другой стороны, необходимо предусмотреть в перспективе совершенствование системы управления финансами на тактическом уровне и исключить возможность возникновения противоречий, обусловленных структурой создаваемой системы ОУФ.
Под ответственным распорядителем понимается руководитель или специалист организации, которому делегированы полномочия вести договорные отношения с третьими лицами, а также использовать платежные средства для выполнения обязательств.
Ответственные распорядители направляют заявки на платежи в пределах установленного лимита. На основании таких заявок формируется платежный календарь. Периодичность подачи заявок определяется в зависимости от потребностей предприятия. Предлагается двухступенчатый подход к планированию платежей. В порядке предварительного планирования дважды в месяц должна проводится заявочная компания по крупным платежам. Мелкие платежи планировались на недельный период. Граница между крупным и мелким платежом устанавливается финансовым директором.
На рисунке 4 приведена система выделения ответственных на ООО «Салон сотовой связи».
Рисунок 1. Выделение ответственных распорядителей на ООО «Салон сотовой связи»
Следующим этапом является скользящее планирование, в рамках которого проводилась ежедневная корректировка платежного календаря на основе данных оперативного учета и изменений, вносимых ответственными распорядителями. Система приоритетности платежей позволяет сбалансировать платежный календарь в том случае, когда сумма заявок ответственных распорядителей на платеж в определенный день перекрывает доступный объем ресурсов. С другой стороны, в дневном плане платежей (реестре) платежи также группируются в порядке убывания приоритета, что позволяет избежать потери ликвидности при отклонениях величины входящего денежного потока от прогнозного уровня. С целью проведения скользящего планирования, необходимо ежедневно получать данные об остатках лимитов ответственных распорядителей, а также остатках платежных средств на счетах и в кассе предприятия. Такая информация должна содержаться в специальных отчетах, которые готовятся сотрудниками финансовых служб, ответственных за ведение оперативного учета. Рассчитаем эффективность внедрения данной системы на ООО «Салон сотовой связи». Система оперативного управления финансами становится основой комплексного управление всеми направлениями деятельности предприятия. Для количественной оценки эффективности внедрения оперативного управления финансами рассчитаем трудозатраты сотрудников, работающих над формированием бюджета предприятия. Формированием бюджета в ООО «Салон сотовой связи» занимается финансовая служба. Активное формирование планового бюджета, бюджета движения денежных средств и другие мероприятия по составлению бюджета длятся в среднем 3 месяца, причем занимают 80% рабочего времени сотрудников финансовой службы. Остальные 9 месяцев также проводятся работы по бюджетному управлению, но они занимают уже около 50% рабочего времени сотрудников финансовой службы. Все сотрудники финансовой службы (6 человек) в той или иной степени ответственны за формирование и контроль за исполнением бюджета, поэтому для удобства расчетов примем среднюю заработную плату, приходящуюся на всех сотрудников финансовой службы в месяц, равной 90,0 тыс. руб.