Основой биржевой деятельности является биржевая торговля. Возникновение биржевой торговли объясняется потребностями развития как производства, так и торговли. При этом торговлю следует рассматривать в качестве связующего звена между производством и внешней средой. Четкая и слаженная организация производства предусматривает обеспечение его всеми необходимыми элементами: рабочей силой, предметами и средствами труда. В то же время производство никогда не организуется ради самого процесса производства. Оно служит для удовлетворения потребностей общества, следовательно, произведенный продукт должен быть доведен до конечного потребления. Связь производства с торговлей можно представить следующим образом (Рис. 1).
Рис. 1. Связь производства с торговлей
Производство и торговля тесно взаимосвязаны между собой. Можно сказать, что торговля начинает и заканчивает производство. Поэтому производство и торговля предъявляют друг к другу определенные требования. Производству необходимо, чтобы определенные товары в согласованном объеме, ассортименте и нужного качества были поставлены к установленному сроку. В то же время торговля определяет: какую продукцию производить, в каком объеме и к какому сроку, для какого потребителя и т.д.
Как правило, с производством связана оптовая торговля, основными функциями которой являются:
1) изучение экономической конъюнктуры рынка и прогнозирование основных тенденций ее изменения;
2) работа с продукцией по достаточно широкой номенклатуре;
3) разбивка партий товаров на более мелкие по желанию потребителя;
4) упаковка партий товара;
5) хранение товара;
6) его доставка (транспортировка) до места назначения;
7) предоставление кредита клиентам в товарной форме;
8) предоставление арендных услуг;
9) предоставление информации и консультационных услуг (например, ценовой и технической информации, рекомендаций по установке, обслуживанию и продаже изделий).
В зависимости от особенностей товарных рынков и степени развития оптовой торговли диапазон функций может меняться.
В сфере торговли средствами производства функции оптовой торговли зачастую выполняют сами фирмы-производители. (Это в основном касается машиностроительных компаний.) Однако, промышленные компании, производящие широкий ассортимент продукции с учетом масштабов и сложностей функционирования товарного рынка, стремятся воспользоваться посредническими! услугами независимых оптовых торговых фирм и агентов.
Каждому виду реализуемой продукции соответствуют свой канал сбыта и организационная форма оптовой торговли. Наиболее распространенными можно считать следующие формы оптовой торговли (Рис. 2).
Рис. 2. Основные формы оптовой торговли
Биржевая торговля выросла из обычного локального (местного) рынка и ярмарки. Для рынка характерны следующие черты: торговля производится регулярно (ежедневно); ее основой являются гласно (публично) проводимый торг и отсутствие ограничений для товаров, являющихся объектом купли-продажи; товар обязательно присутствует при проведении торга; обычно торговля ведется небольшими партиями и, после операций купли-продажи товар сразу же передается из рук в руки, что исключает необходимость оформления специальных документов, подтверждающих смену собственника; цена на товар устанавливается на основе спроса и предложения; покупатель товара, как правило, является его же потребителем; локальные рынки обслуживают в основном небольшие территории.