• подчиненность установленным правилам биржевой торговли. Каждая биржа вырабатывает свои Правила торговли на данной бирже и все участники биржевой торговли обязаны соблюдать эти Правила. Несоблюдение Правил наказывается штрафами или исключением из членов биржи;
• публичность, т.е. биржевая торговля ведется в присутствии всех членов биржи или с их ведома;
• гласность, т.е. результаты биржевой торговли являются открытыми для широкой публики, сведения о них поступают в общество через средства массовой информации;
• регулируемость со стороны государства и общественности; государство через свои законодательные и нормативные акты устанавливает правила, в соответствии с которыми биржи строят свою деятельность;
• концентрация спроса и предложения по товарам, реализуемым на бирже, ибо биржа – это самое подходящее место, где легко можно найти покупателя на продаваемый товар или продавца необходимого вам товара. На этой основе складываются представительные биржевые (рыночные) цены на товары.[2]
Итак, понятие биржевой торговли включает то, что объединяет ее с другими формами торговли, и то, что отличает ее.
Таблица 1. Сравнительные характеристики организации торгов
В табл. 1. приведены сравнительные характеристики ряда основных форм товарной торговли, из которых следует, что биржа отличается от каждой другой формы торговли по нескольким характеристикам, но каждый раз это могут быть разные показатели. Например, от торговли с оптовых баз биржа отличается по характеру торгов и по наличию самого товара, а от магазинной торговли биржа отличается еще и по размеру партии товара.