Роль коммерческих банков в развитии рыночной экономики

Материалы » Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития » Роль коммерческих банков в развитии рыночной экономики

Страница 6

1) самое масштабное - эмитирование векселей коммерческими банками под гарантии федерального Министерства финансов. Яркий пример - финансирование северного завоза в 1996 году: из трех триллионов рублей отпущенных на завоз, Север получил лишь два с небольшим триллиона. Разница между двумя и тремя триллионами - это вексельный дисконт и одновременно доход банков , выпустивших свои векселя под первоклассное обеспечение. Всем известно, что в инфляционной экономике (а в вексельной экономике инфляция составляет тысячи процентов годовых) главный доход получает эмитент обесценивающихся денег, точно также в случае вексельной эмиссии главный доход получает эмитент векселей;

2) укрывание руководством промышленных предприятий своих доходов от акционеров, собственников предприятий, налоговых органов государства через барторизацию и векселезацию своей деятельности. Мне приходилось встречаться с руководителями предприятий, у которых объем денежной реализации составляет меньше одного процента. Проблем у этого руководителя нет, за исключением двух: зарплата сотрудникам и налоговый сборы в федеральный бюджет. Так как зарплату он выдает на своем предприятии раз в полгода и ту старается отдать бартером, а в федеральный бюджет он просто не платит, то все остальное у него выглядит достаточно благополучно. Для собственного потребления он всегда может продать некоторую часть свое продукции за наличный расчет или за вексель, легко продаваемый за деньги, а скрыть происшедшую реализацию позволяют произвольно назначаемые цены при бартерно-вексельной продаже.

3) произвол в принятии векселей к погашению. Рыночная стоимость векселя в российских условиях впрямую зависит от статуса участников сделки, что и делает вексель идеальными квазиденьгами для российского рынка. У «хорошего» человека вексель, которому еще три месяца «зреть», возьмут в бюджет или учтут при расчетах по номиналу, а у всех остальных - с произвольно назначаемым дисконтом или ограничениями.

Размах вексельной экономики, экономики неплатежей (свыше одного квадриллиона рублей неплатежей, что составляет около половины ВВП России, а денежный агрегат М2 - двести девяносто триллионов рублей)[6] оценить точно сейчас никто не может и каких либо статистических данных нет ни у кого. На мой взгляд, заинтересованными сторонами в развитии этой параллельной экономики являются:

1) отдельные федеральные правительственный ведомства, понимающие, что, поборов денежную инфляцию и закрыв глаза на эмиссию векселей, российская экономика хоть как то может продолжать работать;

2) представители отдельных коммерческих банков России, которые в рамках программ финансирования отдельных отраслей под правительственные гарантии, получают сверхдоходы, не снившиеся им в условиях денежной инфляции 1992-1994 годов.

3) руководители региональных властей, получившие в свои руки миниэмиссионные центры - уполномоченный банки администраций, со всеми вытекающими от сюда плюсами.

4) директорат промышленных предприятий, якобы, из-за кризиса неплатежей неплатящий налоги, заработную плату своим рабочим, скрывающий истинное положение с реализацией от акционеров и собственников предприятий.

5) сложившийся круг финансовых посредников, близко стоящий как к региональному руководству, так к промышленному генералитету.

Если брать отдельно налоговый аспект проблемы параллельного существования вексельной экономики, то можно привести слова главы «Уралмаша» господина Бендукидзе К., что, если в стране в обращении находятся две валюты , и с одной из них берется налог, а с другой - нет, то неналогооблагаемая валюта вытесняет из обращения ту, которая облагается налогом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Навигация