В качестве одного из первых мероприятий легализации вексельного оборота, который по своей сути является нормальным рыночным явлением и который исказила именно российская экономика неплатежей, можно было бы предложить:
1) внедрение в практику векселей банков вместо векселей промышленных предприятий. Законодательно это закрепить нельзя, но можно предложить целый комплекс мер, которые позволят банковским векселям занять лидирующее место в организации вексельных расчетов. Как отмечалось выше, эмиссия банковских векселей подлежит косвенному регулированию в соответствии со значением обязательного экономического норматива Н13 для кредитных учреждений;
проведение вексельного обращения к единым стандартам, действующим в рыночной экономике:
безусловное соблюдение вексельной дисциплины, законодательное запрещение освобождения по каким-либо причинам любого векселедателя от наложенного протеста, а также от обеспечения платеже государственными дотациями, перепиской векселей, выдачи новых ссуд и т.д.
принятие реального механизма банкротства , что создаст юридические и экономические основы для ведение жесткого механизма протеста векселей.
2) введение практики отказа в использовании открытых кредитов и открытии новых, восстановление кредитования несостоятельных векселедателей по истечении одного-двух лет (по усмотрению банка) со дня протеста непогашаемого векселя, при условии, что за этот промежуток времени или не будет допущено других протестов, а опротестованный вексель оплачен.
3) развитие информационной базы коммерческих банков. Каждый банк должен знать о протестах , совершенных от имени другого банка. Целесообразно провести регистрацию всех без исключения векселей, опротестованных как от имени банков, так и безо всякой связи с банковскими операциями.
4) нотариусы должны сообщать коммерческим банкам сведения обо всех опротестованных у них векселях в ведомостях, которые после регистрации в книге протестов в банке передаются в Центральный банк, ведущий каталог протестов. В целях поддержки вексельной дисциплины он должен информировать все коммерческие банки и другие кредитные учреждения , а также крупных клиентов о протестах векселей, классифицированных по группам контрагентов, издавая «Бюллетень протестов векселей». Указанные в нем статистические данные опубликованию в другой печати не подлежат, сам бюллетень следует сделать платным подписным изданием для служебного пользования.
Следующим перспективным видом непрямого банковского кредитования является факторинг (согласно гл. 43 ГК РФ правильнее использовать термин - финансирование под уступку денежного требования).
Хотелось бы сказать, что все эти предлагаемые меры либо указаны в Единообразном вексельном законе (ЕВЗ)1930 года, либо в принятых российских законодательных актах, но из-за отсутствия механизма практического применения в современных российских условиях сегодня не работают. Можно сразу предупредить традиционную ошибку нашей законодательной власти в вопросах регулирования вексельного обращения отступать от положений Единого вексельного законодательства, которому в 1936 году Россия присоединилась, подписав Женевскую международную конвенцию о векселях 1930 года.
Факторинг - переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.