Следующая причина, которая может затормозить становление регионального НПФ, связана с тем, что фонд должен работать достаточно эффективно. Это означает, что высокие расходы на содержание фонда будут оправданы не менее высоким уровнем пенсионных резервов. Как показывает опыт западных страховых организаций и пенсионных фондов, средним для стабильно работающих кампаний является соотношение уставного капитала (имущества для обеспечения уставной деятельности по терминологии российских НПФ) и страховых (пенсионных) резервов не ниже 1:12, и для начала возьмем именно это соотношение. Кроме того, предположим, что региональный НПФ обладает имуществом для обеспечения уставной деятельности, которое состоит из законодательно утвержденного минимума 1,25 млн. руб. (будем считать, что эта часть имущества капитализирована); 2,5 млн. руб., предназначенных для инвестирования в высоколиквидные активы с целью получения дохода и тем самым средств на содержание фонда, а также минимальной величины страхового резерва в размере 5% от суммы пенсионных резервов (данный норматив установлен Приказом Инспекции НПФ от 7 февраля 2000 г. №7). При этих условиях сумма пенсионных резервов фонда будет равна 112,5 млн. руб., а имущество для обеспечения уставной деятельности фонда составит 9,375 млн. руб., в т.ч. 1,25 млн. руб. – вклады учредителей, представленные капитализированными активами; 5,625 млн. руб. – страховой резерв, также представленный ликвидными и надежными финансовыми или иными вложениями. Как мы видим, пенсионные резервы могут составить весьма внушительную сумму – в два раза больше, нежели в настоящее время приходится на один среднестатистический НПФ. Если исходить из того, что реальный суммарный годовой поток пенсионных взносов составит порядка 8 млн. руб., то выйти на сумму 112,5 млн. руб. возможно лет за 15. Это очень много, если учесть, что ожидаемый средний срок внесения пенсионных взносов в пользу одного участника окажется меньше и будет, скорее всего, в пределах 10-15 лет, не более того. Следовательно, для фонда окажется практически невозможным набрать даже минимум пенсионных резервов, который был оценен в 112,5 млн. руб., а это означает, что его положение долгое время будет недостаточно стабильным. Ситуация может улучшиться лишь со временем, и то за счет демографического фактора – по мере увеличения продолжительности жизни жителей города, являющихся участниками НПФ.
Наконец, допустим, что региональный фонд все-таки встал на ноги и располагает всем, о чем говорилось выше – 4 тыс. участников, 112 млн. руб. пенсионных резервов, 9,4 млн. руб. имущества для обеспечения уставной деятельности, – или, если одним словом, фонд самодостаточен. Самодостаточность – это, конечно, замечательно, но это не цель НПФ, его цель – выплата негосударственных пенсий участникам фонда. А вот что будут иметь участники фонда? 112 млн. руб. пенсионных резервов в расчете на 4 тыс. участников – это в среднем 28 тыс. руб. на счету участника в момент начала получения им негосударственной пенсии (в настоящее время на счету среднестатистического участника российских НПФ всего 4,6 тыс. руб., т.е. в 6 раз меньше). Если допустить, что доходность инвестирования пенсионных резервов составляет 5% и срок пенсионных выплат участнику растянут на пять лет (единовременная выплата всей суммы категорически запрещена Правительством РФ (п.6 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» от 13.12.99 №1385)), то сумма ежемесячной негосударственной пенсии составит 526 руб. При той же доходности в 5%, но сроке выплат 10 лет ежемесячный размер пенсии из фонда будет существенно меньше, всего 295 руб. Ну, а при сроке выплат 15 лет, что, кстати, сопоставимо с ожидаемой продолжительностью для 60-летнего сыктывкарца и 65-летней сыктывкарки – только лишь 219 руб. Как можно видеть, более или менее сносный размер пенсии возможен лишь при небольшом сроке выплат, а если же участник попытается растянуть удовольствие подольше, то размер негосударственной пенсии способен разве что вызвать раздражение, и не более того. Смею полагать, что если потенциальным участникам НПФ заранее рассказать, какие негосударственные пенсии их ожидают, то вряд ли это вызовет у них острый приступ желания стать реальными участниками НПФ.