Суть денежно-кредитной политики сводится к тому, что Нацбанк регулирует экономику, определяя конечные и промежуточные цели и используя монетарные инструменты. При осуществлении денежно-кредитной политики выработаны некоторые основополагающие принципы, которые получили название монетарной конституции. К их числу относятся следующие:
- эмиссия денег должна быть отделена от бюджетных проблем;
- исключается монетизация дефицита государственного бюджета и государственного долга, крайне нежелательно прямое кредитование правительства НБ;
- денежно-кредитная политика не должна решать задачи фискальной политики.
Практика показывает, что денежно-кредитная политика может быть успешной при здоровой фискальной политике, ограничении государственных расходов, преодолении дефицита государственного бюджета. Национальным банкам в наиболее развитых странах запрещено финансирование дефицита государственного бюджета.
Неблагополучие фискальной политики вызывает подрыв денежно-кредитной политики и может привести к финансовому кризису.
В экономике могут возникать ситуации, когда граница между фискальной и монетарной политикой становится размытой.
Рынок ценных бумаг в Казахстане в 90-е гг. XX в. в очень малой степени выполнял задачи денежно-кредитной политики. Он использовался в первую очередь для финансирования государственного долга. Государство не в состоянии было собрать достаточные налоги и компенсировало слабость фискальной политики выпуском краткосрочных государственных ценных бумаг. Если денежно-кредитная политика начинает выполнять несвойственные ей функции, то она становится квазиденежно-кредитной политикой.
Эмиссия денег может быть элементом денежно-кредитной или фискальной политики в зависимости от того, какие задачи она решает. Эмиссия денег для монетизации бюджетного дефицита является квазибюджетной политикой. Однако эмиссия, вызванная ростом ВВП, относится к денежно-кредитной политике.[3;284]
Цели денежно-кредитной политики
К конечным целям (таргетам) относится обеспечение экономического роста, полной занятости, стабильности цен и равновесия платежного баланса.
Чтобы выполнить конечные цели Национальные банки обычно устанавливают промежуточные цели (таргеты). К ним относятся показатели, движение которых Нацбанк способен контролировать. Промежуточные таргеты должны предсказуемым образом быть связаны с движением конечных таргетов. На практике идеальных таргетов не существует, приходится выбирать между возможностью контролировать и свойством предсказуемости взаимоотношений промежуточных и конечных таргетов.
Таргетирование предложения денег было широко распространено в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. Считалось, что имеется стабильная связь между ростом предложения денег и темпом инфляции. Однако использование в качестве промежуточного таргета предложения денег имело два недостатка. Во-первых, это вело к изменению ставки процента, поскольку ЦБ не могут одновременно фиксировать предложение денег и ставку процента. Фиксация ставки процента вынуждает ЦБ изменять предложение денег в соответствии с величиной спроса. Если ЦБ предпочитает фиксировать предложение денег, то спрос на деньги регулируется движением ставки процента. Фиксирование ставки процента имеет то преимущество, что позволяет избежать эффекта вытеснения, вызываемого ее повышением. Но в долгосрочном периоде ЦБ может потерять контроль над объемом предложения денег. Считается, что ЦБ не в состоянии точно контролировать этот параметр. Движение ставки процента способно не только дать представление о том, много или мало денег в экономике, но и влиять на объем денежной массы.
Во-вторых, традиционная связь между предложением денег и инфляцией нарушалась частично вследствие финансового дерегулирования и появления новых финансовых инструментов, которые сделали сирое на деньги непредсказуемым.
Следующим промежуточным таргетом является валютный курс. Страны с высоким уровнем инфляции привязывают свою валюту к валюте страны с низким уровнем инфляции. На практике это приводит к тому, что денежно-кредитная политика страны оказывается в подчинении политики страны с низкой инфляцией. Многие развивающиеся страны фиксируют валютный курс по отношению к доллару. Свобода движения капитала через национальные границы приводит к тому, что привязка валютного курса к движению валюты другой страны становится подверженной атакам спекулянтов.