Банки первого уровня в последние годы подчеркивают степень неопределенности в формулировании денежно-кредитной политики. Например, определяются высший и низший пределы допустимого уровня инфляции. Прогнозируя будущее развитие экономики, ЦБ разрабатывают варианты поведения макроэкономических показателей. Повышенное внимание к неопределенности объясняется еще и тем, что от ЦБ требуют большей прозрачности в деятельности. Обычная практика количественного определения ценовой стабильности сделала жизненно необходимым для ЦБ разъяснение причин возможной неудачи в достижении объявленных целей.
Центральные банки некоторых стран стремятся уйти от целеполагания денежных агрегатов или валютного курса и ограничиться характеристикой общего направления движения экономики.
В последние два десятилетия состояние неопределенности возросло, благодаря финансовому дерегулированию и финансовым инновациям.
Финансовое дерегулирование привело к тому, что различие между финансовыми институтами стало стираться. Снижение удельного веса коммерческих банков в активах финансовых компаний ослабило воздействие центральных банков на экономику, так как в основном это воздействие осуществлялось через коммерческие банки.
Финансовая революция исказила традиционные формы предложения денег. Население помещало сбережения не в коммерческие банки, а в новые финансовые инструменты, предлагаемые институциональными инвесторами.
Но наиболее сложной оказалась проблема измерения инфляции. Какие цены должны были принимать во внимание центральные банки - должны ли пытаться стабилизировать цены финансовых активов (акций и облигаций) или цены товаров и услуг.
ЦБ во многих странах встретили серьезные трудности в оценке уровня цен финансовых активов, их реакции на изменение став-л процента и других монетарных показателей.
Денежно-кредитная политика в современных условиях сталкивается с очень сложной проблемой. Регулирование экономики, ннаправленное на поддержание стабильности цен, противоречит регулированию деятельности фондовой биржи. Борьба с инфляцией предполагает повышение ставок процента. Однако такое действие способно обрушить фондовый рынок, так как повышение ставок прцента ведет к понижению курсов ценных бумаг. Чтобы подпекать развитие фондового рынка, ЦБ может понизить ставку процента, однако такие действия увеличивают опасность инфляции.
Монетарная политика может быть рестриктивной или экспансионистской. В нервом случае ЦБ повышает ставку процента, ограничивает предложение денег, повышает норму обязательных резервов и ставку рефинансирования. Во втором случае ставка процента снижается, предложение денег возрастает, норма обязательных резервов снижается, происходит понижение ставки рефинансирования.
В Казахстане проведение кредитно-денежной политики полностью находится в компетенции Национального банка. В отличие от России, где Государственная Дума неоднократно пыталась подчинить ЦБ РФ основному монетарному правилу, в Казахстане подобной проблемы нет. Независимость Национального банка Казахстана является важным индикатором рыночного характера экономики. Парламент и Правительство, однако, могут требовать от Национального банка разъяснений или отчета по проводимой кредитно-денежной политике.
Банки первого уровня должны обладать определенной свободой действий и соответствующей гибкостью для реагирования на изменения, конъюнктуры экономики.[3;295]