Для понимания заинтересованности банков в расширении безналичных расчетов недостаточно только анализа доходов. Необходимо оценить издержки банков на проведение расчетно-кассовых операций.
Коммерческие банки обычно создают специализированные дополнительные офисы - одни из них обслуживают крупные и средние предприятия, другие - предприятия с небольшими оборотами и остатками. Предположим, рассмотренный выше условный дополнительный офис обслуживает только небольшие предприятия. В таком случае дополнительные издержки будут несколько меньше. Он будет располагаться в более дешевом офисе, в котором работает меньше работников, и заработная плата руководителей будет меньше. Из расчета исключим издержки операционистов по обслуживанию операций с пластиковыми картами. Издержки обычного дополнительного офиса по обслуживанию расчетных счетов небольших предприятий составят около 75 тыс. дол. США в год, или 6200 тыс. дол. США в месяц.
Анализ данных управленческой отчетности двух банков, на основе которой ранее распределялись доходы по основным блокам расчетно-кассовых операций, показал, что содержание одного рядового дополнительного офиса обходится банкам в 10—12 тыс. дол. США/мес. с учетом того, что дополнительный офис обслуживает и предприятия, и население примерно с равным распределением сотрудников по этим двум направлениям.
Затраты на ведение одного счета с небольшим оборотом и остатком составят 322 дол. США в год (75 тыс. дол. США / 233 счета). Напомним, что обслуживание такого счета дает банку 122 дол. США в год прямого комиссионного дохода и косвенного процентного дохода. Следовательно, обслуживание одного счета малого предприятия приносит коммерческим банкам убыток в размере 200 дол. США в год. Этот убыток покрывается за счет процентного дохода от ведения счетов крупных предприятий.
Крупные предприятия, отдавая банкам в среднем 1 244 дол. США в год за обслуживание одного счета, могут позволить себе платить еще 300—500 дол. США за использование средств дистанционного доступа. Малые предприятия, выплачивая банкам комиссий в среднем по 64 дол. США в год, такие дополнительные расходы нести не готовы. Активное использование средств дистанционного доступа крупными предприятиями делает издержки обслуживания их счетов в несколько раз, но не на порядок, больше, чем издержки обслуживания счетов малых предприятий. Факт такого различия учитывался в примере условного дополнительного офиса. Вместе с тем доходы от обслуживания одного счета крупного предприятия, наоборот, на порядок, а не в несколько раз, превышают доходы от обслуживания счета малого предприятия.
Получается, что банки зарабатывают прибыль только на обслуживании счетов крупных предприятий, а большое количество счетов малых предприятий приносит им убытки. При такой экономике платежного бизнеса нельзя рассчитывать на проявление интереса банков к существенному расширению безналичных расчетов, у банков не будет источников средств на инвестиции в совершенствование технологий платежных систем. Тем более что расширение безналичных расчетов ожидается именно за счет операций малых предприятий, предпринимателей и состоятельных граждан, т. е. за счет увеличения количества счетов с небольшими оборотами и остатками, которые являются убыточными.