По Уставу Государственного банка 1860 г. векселя принимались только основанные на торговых сделках и непосредственно от купцов.
Согласно уставу Государственного банка в залог при выдаче ссуды принимались процентные бумаги, а также золото и серебро. При этом объемы выдачи ссуд под процентные бумаги были наибольшими относительно объемов выдачи ссуд под другие обеспечения.
В числе бумаг, допущенных до залога при выдаче ссуды, устав Государственного банка 1860 г. определял билеты Государственной комиссии погашения долгов, билеты Государственного казначейства, государственные 5%-ные банковые билеты, облигации польских займов, акции и облигации компаний, пользующихся гарантией правительства, и облигации земских кредитных обществ. Из этого списка видно то большое значение, которое придавал Госбанку Е.И. Ламанский в деле осуществления политики поддержки и курса российских государственных ценных бумаг и создания их престижности среди населения. Вообще активная работа по поддержке и распространению российских государственных ценных бумаг составляла характерную черту Государственного банка. Она проводилась в рамках денежно-кредитного регулирования и способствовала поддержанию их курса в пору экономических кризисов 1873 г. и 1882 г., когда курсы ценных бумаг частных и акционерных компаний испытывали значительные понижения. О поддержке российских государственных ценных бумаг свидетельствует и то, что ссуды под их обеспечение выдавались по уставу Госбанка 1860 г. в размере от 75 до 85% биржевой цены бумаг, в то время как по ссудам под товарное обеспечение от 50 до 60% цены товара (ст. 73, 89).
Уставом Государственного банка 1860 г. разрешалось производство ссуд и под акции и облигации частных обществ, однако на очень невыгодных условиях такие ссуды производились на срок не более 3 месяцев и выдавались в размере не более 50% биржевой цены акции (ст. 75). Это объяснялось не слишком большой надежностью таких обеспечений, значительным колебанием биржевых цен на акции и облигации частных обществ, их резким падением во время экономических и политических кризисов.
Костромскому отделению предписывалось выполнение следующих операций:[2]
· обмен ветхих кредитных билетов на новые, крупных — на мелкие и обратно;
· выплату процентов по купонам 5-процентных билетов;
· прием сумм из Казначейства и от частных лиц для перевода в другие конторы и отделения Государственного банка;
· прием вкладов на хранение, на текущий счет и “на обращение из процентов”;
· учет купонов правительственных и гарантированных правительством бумаг, а также свидетельств Государственного банка и его контор сроком до 6 месяцев;
· предоставление ссуд под залог государственных процентных бумаг, акций и облигаций по усмотрению Правления Государственного банка;
· получение платежей по срочным документам от Казначейства, Государственного банка или частных лиц, имеющих текущие счета;
· другие комиссионные операции по усмотрению Правления Государственного банка.
Юридический статус и фактическая деятельность Государственного банка России наглядно свидетельствуют о недостаточной зрелости кредитно-банковской системы дореволюционной России. Банк находился в прямой подчинённости министру финансов, был монополистом в вопросах эмиссии кредитных билетов, постепенно становясь «банком банков». В то же время Госбанк России выполнял ряд функций, совершенно не свойственных центральному банку: подобно коммерческим банкам, занимался прямым хозяйственным кредитованием, был уполномочен правительством на осуществление строительства и эксплуатации элеваторов для способствования хлебному экспорту. Однако главный изъян в плане функциональных характеристик Госбанка России были в том, что он не имел и не исполнял контрольно-регулятивных полномочий в отношении субъектов кредитно-банковской системы.