Также проанализированы полномочия различных пользователей информации, составляющей банковскую тайну, и основания предоставления им сведений.
Анализ позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, законом определен исчерпывающий перечень государственных органов, которым кредитная организация предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну; к которым относятся:
– органы судебной власти: арбитражный суд, федеральный суд, мировой судья;
– органы Прокуратуры РФ;
– органы предварительного расследования и дознания;
– Следственный комитет;
– органы внутренних дел;
– Федеральная служба безопасности РФ;
– Федеральная служба судебных приставов РФ и ее территориальные органы;
– таможенные органы РФ;
– органы по контролю за оборотом наркотиков;
– налоговый орган – Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов и его территориальные органы;
– иные исполнительные органы государственной власти РФ, наделенные в соответствии с федеральными законами полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
– иные уполномоченные органы – органы государственной власти, уполномоченные в соответствии с действующим законодательством на:
а) получение информации о счетах и вкладах клиентов;
б) списание средств со счетов клиентов в бесспорном порядке;
в) приостановление операций по счетам клиентов и др.
За разглашение банковской тайны законодательством РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Во-вторых, случаи предоставления указанной информации устанавливаются законодательными актами о деятельности государственных органов, то есть в законах закрепляются специальные случаи, когда госорганы имеют право запрашивать (истребовать) у кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, и обязанность кредитной организации предоставлять такие сведения, а также порядок такого предоставления.
Другими словами, основанием для получения госорганами сведений, составляющих банковскую тайну, является не общее полномочие госоргана запрашивать у предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию для осуществления своей деятельности, а установленные в законах специальные случаи истребования у кредитной организации, сведений, составляющих банковскую тайну;
В-третьих, в законодательных актах о деятельности государственных органов должны быть указаны не только случаи и порядок предоставления указанных сведений, но и их объем, а также ответственность госорганов и их должностных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется на законодательном уровне конфиденциальностью получаемой госорганами информации.
Также для полноты картины необходимо уточнить, что защита прав кредитных организаций происходит по общим правилам для предпринимателей – юридических лиц.
В результате анализа информации о способах и формах защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей можно сделать следующие выводы.
Под защитой нарушенных прав и законных интересов предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации этих мер.