Основными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в области банковского аудита и ее лицензирование, являются:
· Федеральный Закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
· Федеральный Закон от 08.0.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
· Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»,
· Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.,
· Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.94 № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (действует с большими ограничениями),
· Положение Банка России от 23.12.97 № 10-П "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год" (действует с большими ограничениями),
· Правило (Стандарт) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год" (Одобрено Экспертным комитетом при ЦБР по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., Протокол N 4) (действует с большими ограничениями),
· Правила (Стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (действует с ограничениями).
· Международные стандарты аудита, когда они не противоречат другим Правилам, утвержденным в Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации 7 августа 2001 г. подписан Федеральный закон N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Ранее на протяжении более семи с половиной лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ № 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.
Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.
С принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" российские аудиторы получили уточненную правовую базу и эффективная реализация Закона должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению аудита в России, повышению его авторитета в мировом сообществе.
С подписанием 8 августа 2001 года Федерального Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и 29 марта 2002 года Постановления Правительством Российской Федерации № 190 “О лицензировании аудиторской деятельности” пополнился список нормативных актов, регулирующих деятельности в области аудита.
Законодательно закреплен перечень полномочий нового лицензирующего органа – Министерство финансов Росссийской Федерации. Новым для лицензирования аудиторской деятельности является положение, определяющее минимальный срок действия лицензии. Статья 3 Постановления устанавливает срок, на который может быть выдана лицензия, - пять лет с возможностью дальнейшего продления также на пять лет неограниченной количество раз.
Подробно в Законе дается описание порядка приостановления действия и аннулирования лицензии.
Нововведением Закона является установление максимального предела лицензионного сбора на выдачу лицензии, который не должен превышать 1 тысячи рублей.
В конце 1993 г. были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. В соответствии с ними Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов. При разработке правил за основу брался мировой опыт, а именно материал, изложенный в международных стандартах аудиторской деятельности (далее – МСА). Особенностью российских правил была их схожесть с МСА по идеям и с отечественными инструкциями по структуре. В российских стандартах шире и подробнее раскрывались многие вопросы, которые могли вызвать непонимание в условиях становления российского аудита.