Нормативное регулирование банковского аудита

Страница 2

После принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" образовался правовой вакуум. Дело в том, что названные правила (стандарты) были написаны в соответствии с Временными правилами, а решения некоторых вопросов уже диктовались Законом.

Эта проблема была урегулирована изданием Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696, которым были утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что правила аудиторской деятельности разработаны с учетом международных стандартов аудита. Фактически новая редакция представляет собой официально утвержденный перевод МСА. Благодаря этому инструкции приобрели лаконичность и утратили подробность старых российских правил (стандартов). Данный факт нельзя однозначно классифицировать как положительный или как отрицательный. Российский аудит всегда базировали на тех же принципах, что и международный, а условности и недопонимания устранялись комментариями.

Правила (стандарты), которые были приняты[4]:

правило (стандарт) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности";

правило (стандарт) N 2 "Документирование аудита";

правило (стандарт) N 3 "Планирование аудита";

правило (стандарт) N 4 "Существенность в аудите";

правило (стандарт) N 5 "Аудиторские доказательства";

правило (стандарт) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Правила, посвященные целям и принципам аудита, скорее, несут теоретическую нагрузку, нежели касаются практических аспектов. Появление правила N 1 в числе первых вновь принятых правил как документа, в котором определяются основополагающие принципы аудиторской деятельности, придает логическую законченность кругу принятых стандартов. Иную роль играет правило "Существенность в аудите", которое по сути является инструментом, способным изменить весь ход проверки, в том числе скорректировать мнение аудитора относительно степени достоверности бухгалтерской отчетности.

В целом можно сказать, что российские законодатели, по-видимому, считают участников российского рынка аудита уже достаточно грамотными и опытными, поэтому считают возможным в значительной степени оптимизировать нормативные документы по аудиторской деятельности.

Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они:

· обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

· содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

· помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

· создают общественный имидж профессии;

· обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Основная проблема проведения в России аудита согласно МСА заключается не в отсутствии соответствующих национальных аудиторских стандартов или неудовлетворительном их содержании, а в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.

Страницы: 1 2 

Навигация