Как видно из таблицы 2.3 наибольшее количество договоров было заключено в 2004 г. В 2005 г. количество заключенных договоров снижается. На это снижение главным образом повлияло уменьшение количества договоров по обязательным видам страхования.
Рис. 2.12. Динамика количества заключенных договоров по страхованию ответственности в разрезе обязательных и добровольных форм страхования за 2003–2005 гг.
Причины уменьшения количества заключаемых договоров страхования ответственности разделим на 2 группы:
· субъективные причины;
· объективные причины.
Основные причины отказов субъективны и зависят от деятельности сотрудников представительства, что влечет за собой потерю клиентов и недополучение прибыли. Это, безусловно, негативное явление и такая ситуация требует внимания со стороны руководства.
Проведем анализ страховых сумм по страхованию ответственности за 2003–2005 гг. В страховании ответственности максимальные пределы выплачиваемых страховщиком сумм возмещений называются лимитами ответственности. По обязательным видам страхования они устанавливаются законодательно в следующих размерах:
· по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами в размере 5 000 евро на один договор;
· по Зеленой карте в размере 10 000 евро на один договор;
· по остальным видам обязательного страхования гражданской ответственности до 01.06.2003 г. – 6000 евро, с 01.06.2003 до 01.01.2005 г. – 10 000 евро, с 01.01.2005 г. – 20000 евро на один договор.
По обязательному страхованию гражданской ответственности ОСАГО страховые суммы рассматривать не будем, так как это продукт сострахования белорусских и российских страховщиков. Структура и динамика страховых сумм представлена в таблице 2.4. Данные переведены в белорусские рубли по усредненному курсу и в сопоставимых ценах.
Таблица 2.4. Анализ структуры и динамики размера страховых сумм по страхованию ответственности за 2003–2005 гг.
Вид страхования |
2003 год, млн. р. |
уд. вес, % |
2004 год, млн. р. |
уд. вес, % |
абсол. Изменение 04/03, млн. р. |
2005 год, млн. р. |
уд. вес, % |
абсол. Изменение 05/03, млн. р. |
абсол. Изменение 05/04, млн. р. |
ГО перевозчика перед пасс |
42 |
0,0 |
1649 |
0,5 |
1606,9 |
1320,5 |
0,3 |
1278,3 |
-328,6 |
ОАГО ю/л, тер. РБ |
43424 |
16,8 |
58997,2 |
18,2 |
15573,2 |
103492,6 |
21,2 |
60068,6 |
44495,4 |
ОАГО ф/л, тер. РБ |
210712 |
81,5 |
252618,2 |
78,1 |
41906,1 |
358180,2 |
73,4 |
147468,1 |
105562,0 |
ОАГО, тер. РБ |
4267,4 |
1,7 |
9634,1 |
3,0 |
5366,7 |
17221,3 |
3,5 |
12953,9 |
7587,2 |
Зеленая карта |
418,7 |
0,1 |
418,7 |
8087,9 |
1,7 |
8087,9 |
7669,2 | ||
ОСАГО |
0,0 | ||||||||
ИТОГО по обязательному |
258446 |
98,7 |
323317 |
98,6 |
64871,6 |
488302,5 |
99,0 |
229856,8 |
164985,2 |
ДОБРОВОЛЬНОЕ | |||||||||
ответств перевозчика СМР |
3251,6 |
94,5 |
4026,2 |
89,7 |
774,6 |
4437,5 |
88,1 |
1185,9 |
411,3 |
профессинальной ответственности |
103,5 |
3,0 |
296,5 |
6,6 |
193 |
322 |
6,4 |
218,5 |
25,5 |
ГО нанимателя |
85,6 |
2,5 |
-85,6 |
-85,6 |
0 | ||||
ГО владельцев квартир |
165,5 |
3,7 |
165,5 |
276,6 |
5,5 |
276,6 |
111,1 | ||
ИТОГО по добровольному |
3441 |
1,3 |
4488 |
1,4 |
1047,5 |
5036,1 |
1,0 |
1595,4 |
547,9 |
ИТОГО |
261886 |
100 |
327806 |
100 |
65919,1 |
493338,6 |
100 |
231452 |
165533,1 |