Проблемы и перспективы развития банковской системы России в современных условиях

Материалы » Банковская система России. Анализ становления и тенденции развития » Проблемы и перспективы развития банковской системы России в современных условиях

Страница 4

3. Разработка механизма предоставления гарантий, а также критериев отбора банков – участников программы исходя из концентрации «плохих» активов.

4. Подготовка проекта изменений законодательно-правовой базы для внедрения программы защиты активов.

Схему защиты активов реально внедрить уже к концу III квартала 2009 г. Промежуточным решением до внедрения программы защиты активов может быть рекапитализация банков, а также предоставление субординированного долга. Эти меры дополняют друг друга.

Очевидно, что государству будет сложно оказывать поддержку и одновременно осуществлять рекапитализацию всех банков. При таком подходе невозможен и качественный контроль за использованием финансовой помощи. Но, помимо государственных мер, есть еще одно необходимое условие для выхода из сложившейся ситуации – консолидация банковской системы. Для этого имеется ряд фундаментальных предпосылок.

Коэффициент проникновения банковских продуктов, измеряемый как объем активов на душу населения, остается у нас достаточно низким. На конец 2008 г. он составлял 4,8 тыс. евро. По этому показателю Россия в десятки раз отстает от стран Западной Европы, где на душу населения приходится 150–600 тыс. евро, и в несколько раз – от стран Восточной Европы и других развивающихся рынков. При этом прибыльность российской банковской системы до кризиса была сравнительно высокой, что делало этот сектор привлекательным для инвестиций. И даже, несмотря на то, что кризис существенно ухудшит прибыльность кредитных организаций, в долгосрочной перспективе банковский сектор останется привлекательным.

По сравнению с зарубежными рынками банковская система РФ очень сильно фрагментирована. Ее основу составляют 30 ведущих банков, тогда как в большинстве западных стран количество лидеров почти вдвое меньше. И ни одна страна не может похвастаться таким огромным количеством малых и средних банков – у нас же их более тысячи.

В России, в отличие от других стран, исключительно высока доля государственных банков – до кризиса на них приходилось 47% активов банковской системы. Этот показатель будет расти во время кризиса – на конец февраля он уже достиг 53%, и эта тенденция сохранится до конца 2009 г. Ни на одном из развитых рынков данный показатель не превышает 5%, среди развивающихся стран максимальное значение – 35%. Такая высокая концентрация государственных банков значительно ухудшает конкурентную среду.

В сложившейся ситуации именно государство может взять на себя роль арбитра и стимулировать консолидационные процессы в банковском секторе, а также содействовать появлению необходимой инфраструктуры, изменять законодательство и предоставлять дополнительное финансирование. Программа действий по консолидации должна быть детально прописана, чтобы была цельная и ясная картина действий и ожидаемых последствий, а также понимание сроков и схем возврата выделенных государством средств финансовой поддержки.

Если быть последовательными в своих действиях, то при выходе из кризиса можем получить принципиально иную целевую структуру российской банковской системы – сильную, концентрированную, конкурентную.

Страницы: 1 2 3 4 

Навигация