Показатели эффективности деятельности кредитных организаций

Материалы » Оценка финансового состояния банка » Показатели эффективности деятельности кредитных организаций

Страница 1

Одной из основных целей коммерческого банка, как и любого другого хозяйствующего субъекта, является получение приемлемых для него финансовых результатов, при соблюдении определенных ограничений. В свою очередь, степень соблюдения банком в своей деятельности указанных ограничений (минимального размера абсолютной и относительной величины капитала, уровня присущих активам приисков и ликвидности, стоимости приобретения пассивов, уровня различных рисков, присущих банковской деятельности и т.д.) отражается в обобщающей финансово–экономической характеристике банка – его финансовом состоянии. Одной из целей управления банком в этой связи является обеспечение соответствующих условий для получения желаемых финансовых результатов при поддержании одновременно необходимого уровня его финансового состояния. Финансовый анализ в коммерческом банке позволяет оценить степень достижения целей финансового управления и его эффективности, а также уровень финансового состояния банка в целом.

Величина достигнутых банком финансовых результатов является отражением всего комплекса внешних и внутренних факторов, воздействующих на них, в числе которых: географическое местоположение банка, наличие в зоне его обслуживания достаточной клиентской базы, уровень конкуренции, уровень развития финансовых рынков, социально-политическая ситуация в регионе, наличие государственной поддержки и других факторов, находящихся, как правило, вне сферы влияния банка на них. В то же время величина собственного капитала, объемы привлечения и размещения средств, активов, приносящих и не приносящих доходов, уровень общебанковских издержек, убытков и потерь, масштабы использования прогрессивных технологий, современных средств автоматизации и оргтехники, уровень доходности филиальной сети и дочерних структур, организации внутреннего контроля и аудита являются факторами, в значительной степени зависящими от деятельности самого банка, от качества управления им. Сумма всех позитивных и негативных действий руководства и персонала банка в обобщенном виде проявляется в конечном результате деятельности банка – прибыль. [14. С. 75].

Однако получение прибыли является лишь одной из основных целей банка. Оценить эффективность реализации всей совокупности взаимосвязанных целей банка и существующие перспективы его развития (например, в решении таких задач, как поддержание достаточного уровня конкурентоспособности банка; повышение рентабельности его деятельности; обеспечение приемлемых темпов наращивания капитала и активов; максимизация его рыночной «цены»; избежание финансовых потерь и банкротства и т.д.) возможно лишь на основе комплексного подхода к изучению и оценке деятельности кредитной организации. Обобщающей, комплексной характеристикой деятельности банка и качества его системы управления является финансовое состояние кредитной организации.

Финансовое состояние банка определяется общим уровнем эффективности управления его активами и пассивами (как балансовыми, так и забалансовыми), скоординированностью управления ими, и отражается в конечном счете, в основных показателях, характеризующих это состояние. [16.С. 4].

Самостоятельное значение для общей оценки финансового состояния банков имеют Указания ЦБ РФ от 31 марта 2000 года №766- У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Данные критерии предназначены для выявления Центральным банком РФ кредитных организаций с признаками финансовой неустойчивости и применения к ним в дальнейшем соответствующих мер воздействия. Согласно данным указаниям ЦБ РФ № 766-У, все российские кредитные операции относятся с точки зрения их финансового состояния к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории к одной из двух классификационных групп:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация