При выдаче наличных в рамках крупных зарплатных проектов оборот через один банкомат будет больше, не нужно платить арендную плату за удачно выбранное место, но и комиссионные за выдачу наличных будут меньше средних, и не будет «дорогих» сторонних выдач. Если банкомат расположен на бойком месте, то он будет давать на каждую операцию больше дохода из-за преобладания «чужих» клиентов. Однако, количество операций будет меньше, чем в рамках зарплатных проектов, и необходимо будет платить существенную арендную плату за данное место. В среднем, результат получится такой же, как в рассмотренном выше примере.
Если банк имеет, например, 20 удачно расположенных банкоматов и получает с каждого из них прибыли по 1 000 дол. США в месяц, а это, как показывают расчеты, вполне реально, его годовая прибыль составит 240 тыс. дол. США. Прибыль будет чисто комиссионная, без всяких косвенных процентных доходов и доходов от обслуживания крупных клиентов. Это не сверхприбыль, как от расчетного обслуживания крупнейших корпораций, это всего лишь небольшой кропотливый высокотехнологичный бизнес.
POS-терминал стоит около 1 тыс. дол. США, т.е. значительно меньше, чем банкомат. Предположим, что он амортизируется за год, и аренда канала связи стоит 400 дол. США в месяц, тогда себестоимость его составит 500 дол. США в месяц. За каждую транзакцию банк-эквайер получает с магазина 2,5 дол. США. Чтобы покрыть издержки на эксплуатацию POS-терминала, необходимо в месяц проводить около 200 платежей, или семь платежей ежедневно при 30-дневной работе. В эквайринговом сегменте карточного бизнеса такая частота платежей большая редкость. По данным Банка России в среднем на один POS-терминал приходится всего 1,1 транзакция ежедневно.
К сожалению, положительных примеров удачной организации эквайринга банков значительно меньше, чем неудачных проектов. Приведенные примеры показывают, что для банков и магазинов эквайринговый бизнес в основном убыточный, но не потому, что он в принципе менее прибылен, чем выдача наличных. Это объясняется тем, что 10% операций по картам совершается в торговой сети, а в среднем на одну карту приходится 0,15 платежной транзакции в месяц.
Чтобы эквайринг развивался, карточные платежные системы должны существенно снизить свои комиссионные до уровня, например, нескольких десятков центов. Однако, в этом случае надо понимать, что количество платежей должно возрасти в 30—50 раз по сравнению с существующим уровнем, иначе соответствующие комиссии не покроют издержки эквайринга.
Таким образом, эмиссия карт и их годовое обслуживание не приносят банку прибыль, и затраты на них, в лучшем случае, покрываются за счет соответствующих комиссионных. Наибольший доход банки получают от эксплуатации банкоматов и выдачи наличных, и этот доход позволяет им за два-три года окупать капиталовложения в инфраструктуру карточного бизнеса. Доходы от эквайринга незначительны, поскольку россияне крайне редко пользуются картами в качестве платежного инструмента.