Внутренний аутсорсинг позволяет решать проблемы, связанные с географией клиента. Иногда клиенту требуется расширить бизнес в регионах, а управление удаленными офисами – задача с точки зрения ИТ довольно трудоёмкая: это и подбор кадров, и контроль за ними. Крупная компания-провайдер, имеющая либо широкую филиальную сеть, либо сеть субподрядчиков, имеет возможность решать эти вопросы клиента путём внутреннего аутсорсинга. Это обслуживание практически любого компьютерного оборудования и предоставление информационного персонала.
Сегодня на рынке ИТ-аутсорсинга существует несколько типовых предложений по аутсорсингу информационных процессов, как для малых компаний так и для корпоративных клиентов:
Хранилища данных/Файловые сервисы: аренда у аутсорсера или разработка на заказ серверного ядра, хранилищ данных, прикладного программного обеспечения и сетевых средств для консолидации данных клиента, обеспечения их целостности и безопасности, предоставления удалённого доступа;
Размещение корпоративных информационных систем (КИС): размещение на сервере компании – поставщика услуг основных корпоративных информационных систем с обеспечением требуемых условий по гарантированному электропитанию, физической и информационной безопасности данных, подключением к ведущим операторам связи. Дополнительно – услуги резервного копирования больших объёмов данных, администрирование систем.
Внешнее управление проектами − принципиально новый тип аутсорсинга, аутсорсинг менеджмента, а не функций. Для российского рынка аутсорсинг управления проектами − понятие относительно новое, но, как показывает практика, объясняется этот факт, во многом, острым дефицитом организаций, способных квалифицированно осуществлять управление проектами. Сейчас уже не вызывает сомнения факт, что управление проектами − это отдельная область менеджмента информационных услуг на финансовом рынке, эффективное управление проектами основано на системе реинжиниринга. Сегодня наиболее распространены на российском рынке, как показали результаты проведённого авторами маркетингового исследования, следующие основные бизнес-процессы в банках и других финансовых институтах:
- процессы продвижения продуктов (услуг), связанные с основной деятельностью финансового института, сегментирование рынка и обслуживание конечных потребителей финансовых продуктов (услуг);
- процессы обеспечения позиционирования на рынке конкретного финансового института,
нацеленные на планирование его деятельности с позиции удовлетворения потребностей потенциальных потребителей, увеличения доли рынка посредством выведения новых продуктов и услуг − исследование рынка (маркетинг), стратегическое планирование деятельности, развитие организационного и информационного капитала;
- процессы моделирования финансовой инфраструктуры,
ориентированные на поддержание информационных, организационных, финансовых ресурсов в конкурентном состоянии (развитие филиальной сети, формирование информационных ресурсов, переподготовка кадров, повышение доли консалтинговой составляющей в стоимости финансовых продуктов и услуг).
Реинжиниринг бизнес-процессов банка предполагает целостное и системное моделирование и кардинальную реорганизацию его материальных, финансовых, организационных и информационных потоков, в результате чего упрощается организационная структура, перераспределяются и минимизируется использование различных ресурсов, сокращаются сроки реализации потребностей клиентов, повышается качество их обслуживания (табл. 1).
В методиках реинжиниринга жизненный цикл организации рассматривается, начиная с реинжиниринга, − кардинальной и революционной перестройки бизнес-процессов организации, сопровождающейся переходом на новые принципы построения организации.
Таблица 1 - Система управления проектами по схеме аутсорсинга
Ключевые факторы реинжиниринга управления проектами |
Менеджер проекта от заказчика |
Менеджер проекта от подрядчика |
Внешний менеджер проекта |
1. Знания стандартов и методологий управления проектами |
Обычно нет |
Обычно нет |
Да |
2. Наличие опыта управления проектами |
Обычно нет |
Не всегда |
Да |
3. Наличие доступных временных ресурсов для управления проектом |
Обычно нет |
Да |
Да |
4. Возможность эффективного управления ресурсами заказчика |
Да |
Нет |
Да |
5. Защищённость интересов заказчика |
Да |
Нет |
Да |