- использование технических инструментов, позволяющих управлять рисками, в первую очередь, производных ценных бумаг (свопов, фьючерсов, опционов и т.д.).
3. Создание новых финансовых продуктов.
4. Макроэкономические изменения в экономике (они вызывают создание на уровне макроэкономики новых нетрадиционных продуктов).
5. Потребности клиентов в финансовых институтах (соотношение интересов заёмщиков и инвесторов).
6.Соответствие новых продуктов законодательству (внеэкономические факторы).
Основой современных финансовых инноваций в банках является торговля рисками и обеспечение ликвидности вложений. Банки осуществляют не только расчётно-кассовое обслуживание, но и выполняют следующие функции: перераспределение денежных ресурсов; перераспределение рисков; перераспределение ликвидности вложений между различными инвесторами; перераспределение информации.
Перераспределение рисков вытекает из перераспределения денежных ресурсов, т.к. банки, осуществляя эту деятельность, берут на себя чужие риски, которые не способны взять на себя другие участники экономического процесса (либо другие инвесторы просто не обладают нужной информацией о возможностях размещения средств, либо квалифицированным персоналом для оценки рисков).
Соответственно, посредничество в информации также тесно связано с перераспределением денежных ресурсов и рисков. Банки в некотором роде торгуют рисками. Привлекая средства на возмездной основе, они продают собственный риск. Размещая деньги в банке, участники экономического процесса принимают на себя (покупают) риск банка и получают за это вознаграждение. Банк продаёт собственный риск, привлекая депозиты, и платит за это проценты. Далее банк уже сам покупает чей-то риск, вкладывая деньги в различные активы: ссуды, ценные бумаги и т.д.
В зависимости от того, насколько банк правильно оценивает риски, которые он покупает или продаёт, его деятельность является более или менее успешной. Ещё раз отметим, что, с нашей точки зрения, банки являются, прежде всего, институтами, перераспределяющими риски, т.е. процент выступает в качестве цены финансового товара, платы за риск. Соответственно, банки создают продукты, несущие в себе риск, и поэтому их цена отражает степень их рискованности (конечно, если риск не безнадёжен).
Все банковские продукты в той или иной степени содержат риски, только их величина существенно различается в зависимости от вида финансовых продуктов. Так, акции и облигации содержат разные риски для инвесторов. В качестве примера можно также привести ссуды, обеспеченные и не обеспеченные залогом имущества (например, недвижимости).
Большой оборот срочных инструментов, являющихся чистым продуктом финансовых инноваций, свидетельствует о развитости обменных отношений в области управления рисками и высокой ликвидности рынка рисков. К рискам развития международной банковской системы относятся несогласованность действий регуляторов и монетарных властей в отношении способов спасения банков в США и Европе.
Угроза превышения суммы убытков от списаний производных финансовых инструментов размера капиталов крупных банков заставила центральные банки в США, Великобритании и Европе предоставить возможность заключать сделки РЕПО с обеспеченными ипотекой ценными бумагами, давая банкам взамен краткосрочные средства под низкие проценты.
Вместе с тем, в конце 2008 г. в Европейском союзе и Великобритании появилась тенденция к ограничению государственной поддержки банков, принявших на себя значительные риски производных финансовых инструментов. Например, начиная с 1 марта 2009 г. Европейский Центробанк прекратит предоставлять банкам средства в рамках операций РЕПО для всех новых эмиссий обеспеченных ипотекой траншей облигаций с рейтингом ниже «AAA». В Великобритании FSA рассматривает лишь государственные гарантии в сумме до 100 млн фунтов стерлингов (но не выкуп) по ипотечным ценным бумагам с рейтингом «AAA».
В США после банкротства Lehman Brothers и ревизии неисполненных перед контрагентами требований по структурным финансовым инструментам произошло изменение отношения регуляторов к поддержке финансовой системы. Примеры государственной поддержки ипотечных агентств Fannie Мае и Freddie Mac и страховой группы AIG, а также одобрение плана TAPP свидетельствуют о росте влиянии государства на финансовый сектор, о разработке механизма предоставления финансовой помощи банкам за счёт дальнейшего повышения дефицита бюджета США.