С точки зрения мотивированного внедрения финансовых инноваций и получения положительного эффекта от их использования интересен пример финансовой корпорации Citigroup, которая была создана в 1998 г. в результате слияния Citicorp, глобального банка, занимающегося обслуживанием корпоративных клиентов и физических лиц, и Travelers Group. Известная как компания, обеспечивающая свой рост с помощью приобретений, Citigroup стремилась сочетать приобретения с органичным ростом, который, однако, утратил приоритетность в результате указанного слияния и последующих крупных поглощений. Топ-менеджеры усматривали возможность повышения роста в поощрении перекрёстных продаж продуктов между подразделениями, работающими во многих странах, где компания ведет деятельность.
Citigroup имела репутацию компании, разрабатывающей и внедряющей инновации. Роберт Б. Такер в своей монографии отмечает, что когда финансовая компания представила свою программу «Global Innovation Initiative», она занимала третье место в ежегодном рейтинге инновационных репутаций корпораций журнала «Fortune», отставая в США только от Enron и Charles Schwab, а также первое место по банковскому сектору, поскольку имела существенную маржу.
Рекомендации группы, работающей непосредственно по инновациям «Challenge 2000», сводились к тому, что наиболее рационально проектировать. Разрабатывать и проводить инновации в секторе корпоративных и розничных банковских услуг в странах с развивающимися рынками и координировать деятельность всех подразделений филиалов Citigrop – компании с довольно децентрализованной структурой.
Другим предложением стало то, что для обеспечения высоких темпов роста достаточно проинформировать отдельные страны о хороших идеях и внедрить те, которые уже приносят прибыль в других регионах, где работает Citibank, т.е. совершенствование коммуникаций в отношении успешных новых продуктов (финансовых операций) и услуг.
Финансовая операция означает процедуру действий, направленную на решение определённой задачи по управлению финансами. К финансовым операциям относятся формы контроля и учёта движения денежных средств, методы планирования и анализа финансовых показателей, методы разработки и реализации стратегии компании, современные формы, методы и технологии организации работы в хозяйствующем субъекте. Формой материализации финансовой операции являются инструкции, правила, методические указания, формулы, стратегии, закреплённые документально.
В основу инновационной инициативы было положено создание системы оценочных показателей. В подразделении Citibank уже применяли индекс инновации, с помощью которого оценивали прибыли, получаемые от внедрения новых продуктов, но этот индекс сочли несовершенным. Перед командой специалистов из разных подразделений («Network») были поставлены более совершенные задачи: представить более точную систему показателей, позволяющих оценивать прогресс, которую можно было бы интегрировать в сбалансированную систему показателей и привязать к размеру компенсации, выплачиваемой старшим менеджерам.
Финансовая группа Citigrop выбрала 12 основных показателей, в число которых были включены: выручка от инновации, успешная передача продуктов из одного региона в другой, число и тип идей, находящихся в разработке, а также ожидаемая новая прибыль и время с момента разработки идей до получения прибыли.
На следующем этапе развития «Network» руководила назначением «катализаторов новаций» в каждой стране, которую требовалось вывести в лидеры. В результате таких действий, Citigroup имеет наиболее развитую и эффективно функционирующую филиальную сеть в мире.
Таким образом, необходимо выделить значительный вклад инновационных информационно-финансовых технологий глобальных компаний в динамику становления нового экономического пространства, развитие глобального финансового рынка, в условиях которого финансовые системы не только США, но и стран Западной Европы претерпели изменения.
Вследствие использования широкой линейки инновационных финансовых продуктов, лидирующие позиции в глобальной финансовой системе заняли не банки, а компании, оказывающие финансовые услуги. Новые технологии небанковских финансовых институтов по аккумуляции сбережений и предоставлению кредитов раздвинули сегмент финансовых услуг значительно шире границ традиционного банковского бизнеса.