Рис. 6. Основные факторы внешней среды банка
Для оценки внешней среды операционному офису «Мурманский» рекомендуется использовать следующие методы оценки:
- метод анализа и оценки однородных факторов внешней среды на основе самоорганизующихся карт признаков;
- метод анализа внешней среды в сложных ситуациях на основе когнитивных карт;
- метод разработки сценариев;
- метод экспертного прогнозирования;
- метод анализа нестабильности внешней среды.
В рамках метода экспертного прогнозирования специалисты операционного офиса могут использовать следующую схему анализа внешних факторов (рис. 7).
Наилучшее состояние |
Улучшение состояния |
|
Настоящее положение фактора |
Ухудшение состояния |
|
Наихудшее состояние | ||
Максимально прогнозируемая прибыль |
Возможная прибыль |
|
Доходы банка |
Возможные убытки |
|
Максимально прогнозируемые убытки |
Рис. 7. Схема оценки влияния факторов внешней среды
Исходя из данной схемы, эксперт должен владеть информацией о настоящем положении фактора, а также о тенденциях изменения его состояния. После получения диаграммы его состояния дается экспертная оценка относительно современных тенденций изменения фактора.
Одним из подходов к оценке того, каким образом влияет тот или иной внешний фактор на деятельность банка, является анализ результативных показателей деятельности банка, которые отражают влияние не только внутренних факторов (способность организовать оптимальные бизнес-процессы, умение управлять издержками, внедрение современных информационных технологий и т.д.), но и воздействие факторов внешней среды.
Отраслевой анализ для операционного офиса «Мурманский» связан с анализом финансового рынка. Основная задача отраслевого анализа – правильно оценить существующие для банка возможности и угрозы с целью принятия обоснованных решений о выборе базовых рынков – наиболее привлекательных для банка сегментов на финансовом рынке.
При оценке возможностей, существующих для операционного офиса «Мурманский» на финансовом рынке региона, могут применяться методы банковского маркетинга для анализа рынка:
- метод экспертных оценок;
- алгоритмы кластеризации;
- фильтрационный анализ и т.д.
На основе проводимого анализа должен составляться прогноз операционного офиса по привлечению определенных объемов ресурсов и направлений их размещения, то есть даваться количественная оценка возможного спроса и предложения на услуги банка.
Анализ финансового рынка, как внешней по отношению к банку среды, – это анализ возможных существенных изменений цен на основные инструменты рынка, в результате которых может значительно ухудшиться финансовое положение банка. Основными методами в данном случае выступают:
- статистический метод;
- аналитический метод;
- метод экспертных оценок;
- стресс-тестирование.
Помимо анализа возможностей операционного офиса «Мурманский» на финансовом рынке Мурманска немаловажная роль должная быть отведена изучению существующих угроз – рисков, с которыми банк сталкивается при проведении операций на финансовом рынке.